Гаэтано Пеше: пять мыслей о провокации, феминизме и роботах

Гаэтано Пеше: пять мыслей о провокации, феминизме и роботах

Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce, р. 08.11.1939) — итальянский дизайнер, художник, архитектор и планировщик, известный использованием инновационных материалов, яркого цвета и своими комментариями в области социальной политики. Пеше рассказывает о роли провокации в своих работах, о феминизме, роботах и жизни в мегаполисе.  

По теме: Нонконформист Гаэтано Пеше

О провокациях и различиях между людьми Я всю жизнь занимался интеллектуальными провокациями. Для того, чтобы не потерять эту свободу, мне пришлось даже уехать из собственной страны — в конце концов меня признали и в Италии.

Кресло UP5, выполненное из дерева. Лимитированная коллекция для Allouche Gallery.

Я работаю только с актуальными проблемами, неудобными вопросами: это и есть задача интеллектуального дизайна. Когда кругом все красное, интеллектуал говорит — нет, это черное. Все начинают думать, почему вообще вопрос может стоять таким образом, когда все очевидно. У меня очень много работ — рефлексий на политическую ситуацию в Италии. Был очень долгий период в политике, когда людям пытались доказать, что все они одинаковые. Но это же чудовищно: если бы все были одинаковыми, нам не о чем было бы говорить друг с другом, нам не нужно было бы обсуждать различия. Только различие может стать началом плодотворного обсуждения.

Проект Gelati Misti, 2016.

Термины «уникальный» и «универсальный» уже давно используются не в применении к стилю, а скорее характеризуют, каким будет завтрашний мир. Возможно, он будет объединен и управляться одним правительством, будет единая экономика и валюта. В этом случае роль дизайнера и архитектора будет состоять в том, чтобы определять различия и создавать их. Не различия стиля и формы, но гораздо более глубокие, смысловые.  

Инсталляция «Московская комната», 2002.

О феминизме Я уверен, что лучший способ обновить нашу стареющую цивилизацию — передать эстафету женщинам. Я бы возлагал надежду на тех, кто получил частное образование, а не массовое. Если мы посмотрим на устройство нынешнего политического мира, то увидим, что некоторые страны уже возглавляют — и весьма успешно — женщины. Они гораздо более преданы делу и по своей природе точнее чувствуют специфику времени. Это важно, поскольку сейчас во всех областях — и коммуникационных, и технологических — происходит слишком изменений, а женщины быстрее адаптируются к ним.

Я бы назвал нашу эпоху «текучей», она как поток мчится через огромное множество противоречивых знаков. Так же и женщины, чье поведение меняется в зависимости от времени суток в зависимости от того, с кем она разговаривает — с ребенком, мужем или коллегами на работе. Эта эмоциональная подвижность очень отвечает эластичности нашего времени. 

Cтеллаж Mantegna, 2006.

О роботах Мой дизайн пытается зафиксировать эту текучесть и зыбкость, в нем много игрового. И я совершенно не согласен с тем, как наше роботизированное время возводит в идеал недостижимое качество, абсолютную точность и не оставляет место ошибке, случайности. Ошибка приравнивается к чему-то дьявольскому. Но ошибка сама по себе ничего не значит; хуже, когда ее повторяют другие. Да, роботы точнее, но у них часто отсутствует гендерная принадлежность. Они наделяются скорее качествами мужчины, а не женщины, и поэтому они не способны производить совершенные в эмоциональном смысле вещи.  

 Об украшениях И, поскольку сейчас совершенно поменялись ценности, вещи должны отражать эти перемены. Я очень люблю делать женские украшения, и они, разумеется, ничем не напоминают драгоценности прошлого. Они выполнены из недорого материала — резины — они будут считаться ювелирным искусством нашего времени.

Резиновая обувь для бразильского бренда Melissa.

О жизни в городе Я могу жить только в городе, и для жизни выбрал Нью-Йорк. Потому что Нью-Йорк — это город сервиса. Что бы вам ни понадобилось, вы можете это получить практически сразу без лишних вопросов. Нью-Йорк остался столицей мира. Мне вообще кажется, что англичане в юности должны жить в Италии, итальянцы — в Швейцарии или Америке, американцы — в Австралии, австралийцы — в Японии. Это главная задача молодых — исследовать мир. И только после нескольких лет исследований человек останавливается в том месте, где ему есть что делать, где у него сильная эмоциональная связь, где он может себя реализовать и что-то сделать для людей.