Андреа Бранци: искусство строительства и дизайна

Андреа Бранци: искусство строительства и дизайна

Андреа Бранци (30.11. 1938–9.10.2023) — итальянский архитектор, теоретик-урбанист и один из основателей Domus Academy (1983), его называют идеологом радикального дизайна.

статья по теме: Poltronova: радикальный диван

По его собственным словам, «Андреа Бранци — это человек, который занимается теоретической физикой и рассматривает архитектуру как искусство строительства и дизайна».

Grandi Legni GL 13, 2009. Металл, массив. Роспись по шелку. Уникат. Friedman Benda. Design Miaimi /Basel. 2019.

В 1960-х годах он был инициатором итальянского радикального движения и одним из основателей Archizoom, авангардной дизайнерской студии, которая объединила теоретические и практические исследования в таких проектах, как «Город без остановок», 1969. Участники Archizoom ставили под вопрос хороший вкус и критиковали идеологию массового потребления. Его более поздний неопримитивизм, опубликованный в 1985 году в книге «Домашние животные» основан на создании тотемических форм для дома.

Проект Андреа Бранци периода Archizoom Associati — теория No-Stop City. Модель общественного паркинга, 1971.
Проект No-Stop City, 1971

Однако самый известный его труд — это No-Stop City, 1970. Это свод размышлений об урбанистике, правилах функционализма и контролируемом прогрессе. Бранци задумывается о том, что в архитектуре главным является вовсе не форма, а микроклимат.  

Диван Superonda Stripes для Poltronova. Римейк 2018.
Диван Superonda Stripes для Poltronova. Римейк 2018.

«Если мы посмотрим на то, каким образом развивалась культура в XX веке, то увидим удивительное: многие ее сферы остались почти неизменными несмотря на все потрясения и катастрофы века. Я имею ввиду архитектуру, как будто она была какой-то отдельной от мировой истории дисциплиной.  Но такого, на мой взгляд, не должно происходить. К примеру, историю движения Archizoom невозможно отделить от времени, когда оно появилось, от той политической ситуации — оно было вызвано острой реакцией на все события времени».  

Андреа Бранци.
Стул Revers для Cassina, 1993.

С конца 60-х Бранци начинает активно интересоваться промышленным дизайном и крупными культурными проектами. Он исследует новые стандарты предметов, создает мебель, парадоксальные предметы (как чайник с двумя носиками, один из которых смотрит вниз). 

Вазы Аmnesie, созданные Design Gallery Milano, 1991.

Его экспермиенты в этой области часто относят к неопримитивизму: особенно показательна серия Animali Domectici, где спинки и подлокотники различных сидений, ручки и крышки чайников и чашек выполнены из необработанных веток, стволов и срезов пней. 

Мебель из серии Animali Domestici, 2008.

Бранци уверен: «Состояние современной культуры не дает нам гарантий спокойной жизни в будущем. Сейчас все ожидают краха капитализма, как какое-то время назад все наблюдали крах социализма. Сейчас любопытно наблюдать объединение архитектуры и сельского хозяйства, поскольку эти области одинаково подчинены логике капитализма».

Чайный сервиз из серии Animali Domestici.

Бранци известен своими размышлениями на тему, чем является интерьер в современном обществе и каким образом нужно его воспринимать. Он уверен, что именно интерьер и формирует нынешние города.  

Выставка объектов Андреа Бранци в берлинской галерее Galerie Isabella Bortolozzi, 2013.

«Давайте попробуем ответить на запутанный, но необходимый вопрос: что такое интерьер сегодня? Интерьеры сейчас понимаются либо как только пространство для жилья, либо — в лучшем случае — как некое событие окружающего пространства. Но нужно его воспринимать совершенно иначе — как способ обновить функции и назначение всего города, поскольку большая архитектура традиционно не в состоянии этого выполнить.  Интерьерный дизайн меняет назначение города как бы изнутри, он должен стать, если хотите, светом метрополии, потому что город представляет из себя именно цепочку разнообразных интерьеров, а не серию архитектуры.»

Объект Voliere #4, Galleria Luisa Delle Piane.
Выставка объектов Андреа Бранци в берлинской галерее Galerie Isabella Bortolozzi, 2013.
Выставка объектов Андреа Бранци в берлинской галерее Galerie Isabella Bortolozzi, 2013.
Инсталляция Dolmen, Galleria Antonia Jannone, 2015.
Проект Trees and Stones в Carpenters Workshop Gallery, 2013.
Стеклянные вазы Violet Canaries, галерея Casati.