Сьюзен Зонтаг: пять мыслей о кэмпе, Гауди и феминизме

Peter Hujar. Susan Sontag, 1975. The Metropolitan Museum of Art, New York, Purchase, Alfred Stieglitz Society Gifts, 2006 (2006.183). © 1987 The Peter Hujar Archive L.L.C.

Институт костюма в Нью-Йорке и Метрополитен-музей подготовил выставку года (9 мая — 8 сентября). Ее тема «кэмп». Бал Met Gala с той же темой, что и выставка, состоится 6 мая. Его спонсор – Gucci, а Алессандро Микеле один из сопредседателей события. Билеты продаются по 30 тыс. долл., а стол — за 275 тыс. 

В основу выставки-события в этом году легло произведение Сьюзен Зонтаг 1964 года «Заметки о кэмпе», трактат из 58 пунктов и главный справочник для изучения поп-культуры. Американская писательница, критик, режиссер театра и кино, преподаватель философии, лауреат национальных и международных премий Сьюзен Зонтаг (1903-2004) прожила насыщенную жизнь. Ее интересовала фотография, мода, массовый вкус, документалистика. Вторая половина жизни Зонтаг связана с именем Энни Лейбовиц. Их роман прервала лишь смерть Сьюзен Зонтаг от лейкемии.


 Об эстетике кэмпа «Отличительный знак кэмпа — это дух экстравагантности. Кэмп — это женщина, которая носит платье из трех миллионов перьев. Кэмп — это живопись Карло Кривелли, с подлинными драгоценностями и обманками — trompe-l'oeil-изображениями насекомых и трещин в кирпичной кладке. Кэмп — это всепоглощающий эстетизм шести американских фильмов Штернберга с Марлен Дитрих, всех шести, но особенно последнего, «Дьявол — это женщина»… Зачастую есть что-то чрезмерное и претенциозное в самом масштабе кэмпа, а не только в стиле произведения. Сенсационные и прекрасные строения Гауди в Барселоне — это кэмп не только из-за их стиля, но и из-за того, что они являют претензию одного человека (наиболее заметно на примере La Sagrada Familia) создать в одиночку то, что создается целым поколением, — совершенную культуру».

О стиле  «Неприятие «стиля» — это всегда неприятие определенного стиля. Не бывает начисто лишенных стиля работ, есть лишь произведения искусства, принадлежащие к разным, более или менее сложным стилистическим традициям и условностям».

О фотографии «Фотография — искусство элегическое, сумеречное. Почти все объекты фотографии отмечены некоторым трагизмом по той хотя бы причине, что они стали ее объектами. Каждая фотография — это memento mori («помни, что смертен»). Снимая человека, фотограф становится свидетелем его беззащитности перед лицом неумолимого времени».

О том, почему искусство интерпретируют «В наши дни интерпретация чаще всего равняется обывательскому нежеланию оставить произведение художника таким, каково оно есть. Подлинное искусство обладает способностью беспокоить нас. Сводя произведение к его содержанию, а затем интерпретируя это последнее, человек произведение укрощает. Интерпретация делает искусство ручным, уютным».

О феминизме «Мне говорили, что я «прирожденная» феминистка — то есть что я такой родилась. На самом же деле я долго не видела сущность проблемы: не могла понять, что мешает людям делать то, что им хочется. Неужели достаточно сказать, что это «неженское дело»? Феминистское движение сыграло в моей жизни важную роль: оно помогло мне ощутить себя менее странной, а еще помогло понять, как на женщин давят самые разные вещи, которых мне повезло избежать в жизни — может быть, из-за моей эксцентричности, странности или воспитания».

• Camp: Notes on Fashion, Музей Метрополитен. Нью-Йорк. 9 мая – 8 сентября