Альдо Росси: мысли об архитектуре и устройстве городов

Альдо Росси: мысли об архитектуре и устройстве городов

Лауреата Притцкеровской премии 1990 года Альдо Росси (Aldo Rossi, 03.05.1931 –04.09.1997) часто называли поэтом, который стал архитектором. Известный своими потрясающими рисунками и теоретическими изысканиями в области «коллективного подсознательного» городов Росси умел сочетать простоту с театральностью.

По теме: Марио Беллини: пять мыслей о карандаше и человечности

Поэтическое его интересовало куда больше практического, и благодаря этому его восприятие действительности сильно отличалось от других архитекторов.

Архитектурное образование Росси получил в Миланском политехе Politecnico di Milano, и уже в годы учебы успел возвести дом в Неаполе по своему проекту. В 1966 году вышла его книга «Архитектура города» переведенная на несколько языков и ставшая классикой жанра. Росси много преподавал: в университетах Милана, Венеции, Цюриха, Испании, США.

Комплекс административных зданий региона Fontivegge в Перудже, 1988

Его в равной степени интересовали и жилые, и общественные здания. В начале 70-х он спроектировал квартал Галаратезе Милане, однако главным проектом тех лет стал плавучий Teatro del Mondo.

Знаменитый плавучий театр Teatro Del Mondo для Венецианской биеннале (1980). Небольшой театр позволял причаливать баржу и показывать спектакли в разных уголках Венеции. «Мой проект, как часть плана застройки Венеции, не преследует цели быть завершенным; он претворяет фантастику в реальность».

В 80-е наравне с крупными градостроительными проектами он увлеченно проектирует мебель, интерьеры, посуду. В 1983 году он становится директором архитектурного направления Венецианской биеннале. В 1988 году он выиграл конкурс на строительство Немецкого исторического музея в Берлине. Росси погиб в автокатастрофе в возрасте 66 лет. 

Кладбище в San Cataldo, Модена, 1972-1981

Вспоминаем знаковые высказывания блестящего теоретика, практика и поэта в архитектуре:  

• Чтобы стать великой, архитектрура должна быть забыта или превратиться просто в образ, теряющийся в воспоминаниях.

• Архитектор всего лишь создает площадку, предназначенную для проигрывания определенных сценариев.

• Создание среды, наиболее благоприятной для жизни, и эстетический замысел — фундаментальные характеристики архитектуры.

• Город как биография конкретного человека является нам через некие элементы: дом, школа, церковь, завод, памятник. Но в этой биографии города и его зданий, будто бы четко определенной, отведено значительное пространство для воображения и интереса. В конечном итоге это пространство оборачивает город в ткань артефактов и чувств, и она более важная, чем архитектура и форма.

Квартал Schützenstrasse в Берлине, демонстрирующий идеи Росси о городе как о коллективной памяти: некоторые фасады зданий копируют знаменитые римские палаццо.

• Никто не может заниматься архитектурой без подробного изучения жизни в города. Город сам по себе — это коллективная память живущих в нем людей. И как во всякой памяти, в ней живут ассоциации с конкретными местами и объектами. 

• В отсутствии эволюции любая перемена означает разрушение. 

• Мы можем смотреть на современные города без энтузиазма, но если бы мы могли видеть глазами микенского археолога, мы бы углядели за фасадами и фрагментами архитектуры старейших героев нашей культуры.

• Что меня больше всего изумляет в архитектуре в отличие от других дисциплин, что у построенного проекта может быть одна судьба, но у того же здания, нарисованного или описанного в литературе, судьба совершенно другая.

• Архитектура в большей степени ритуал, чем творчество.

Отель Palazzo в Фукуоке, 1986.
Галерея в жилом комплексе Monte Amiata, Милан, 1968-1973.
Реконструированный оперный театр Carlo Felice в Генуе, 1987-1991
Музей Bonnefanten в Маастрихте, 1995
Проект утопических городов Альдо Росси.
Чайник Il Conico, Alessi.
Маяк в местечке Vassivière, Франция.