7 фактов о Вальтере Гропиусе

Вальтер Гропиус фото

Немецкий архитектор Вальтер Гропиус (18. 05. 1883— 5.07. 1969), наряду с Ле Корбюзье, Мисом ван дер Роэ и Фрэнком Ллойдом Райтом входит в четверку самых известных модернистов ХХ века.

По теме: 10 фактов о Людвиге Мисе ван дер Роэ

Фигура Гропиуса в мировой архитектуре и дизайне огромна, однако реализованных построек не так много. Гропиус прославился в первую очередь как создатель и первый директор школы Баухаус. Вторая его заслуга: перенесение идей модернизма через Атлантику в США, где он активно работал и как преподаватель, и как проектировщик-практик, чем способствовал развитию современного движения.

Его основной вклад — создание мощного идеологического аппарата. Гропуис точно знал, какие проблемы должна решать архитектура, много занимался промышленными постройками. Он был невероятно талантлив в общении с людьми, умел убеждать и вести за собой.  

Вальтер Гропиус работы фотоЗдание фабрики Фагус, совместно с А. Мейером, 1924-1925.

Гусар Вальтер. Помимо незаконченного архитектурного образования (Мюнхенский технический университет), у Гропиуса было образование военное. С 1904-1905 он обучался в кадетском корпусе гусарского полка, где встретился с холодным приемом и насмешками со стороны молодых аристократов. Гропиус происходил из буржуазной обеспеченной семьи потомственных архитекторов (его дед работал с Карлом Шинкелем). Однако даже для его семьи содержать коня, форму и участвовать в балах оказалось накладно, и карьеру гусара пришлось оставить. Тем не менее до конца жизни Гропиус был отличным наездником, любил кататься на лыжах, играть в теннис и обожал спорт в любых видах. 

Вальтер Гропиус  фото Вальтер Гропиус с Илзе и Манон на пикнике. 1931. Сourtesy of Marina Mahler.

4 августа 1914 года Гропиус как кадровый военный, был призван на войну. Примечательно, что он одним из первых в самом начале Первой мировой войны получил «Железный крест»: награду введенную еще в 1813 году Императором Фридрихом Вильгельмом III. Награду он получил за беспримерную отвагу и работу связным, кем он был всю войну. Ему сопутствовала удача: несколько раз он выживал в ситуациях, когда все вокруг погибали. В самом конце войны случилась особо памятная для него битва, во время которой он двое суток пролежал под завалами разбомбленного штаба раненный и размышлял о невозможности прежней жизни. Именно во время войны сформировалась его идея учебного заведения нового типа, реализованная впоследствии в школе Баухауса.

Вальтер Гропиус работы фотоЛегендарный архив Bauhaus (Bauhaus-Archiv), Берлин, сейчас закрыт на многолетнюю реконструкцию.

Первая лекция. Известно, что Гропиус плохо и неохотно рисовал (сказывалась травма руки, полученная в юности во время игры в теннис), но был блестящим лектором. Первую публичную лекцию он прочел в Фолькванг музее.Именно там как архитектор он перестраивал интерьеры. Директор музея познакомился с молодым проектровщиком и предложил ему выступить публично. Главная идея первого выступления Гропиуса была вполне революционной: новая архитектурная эстетика может и должна появиться на основе уже существующих сооружений — американских элеваторов, монументальных и величественных. Конспект этой лекции Гропиус хранил всю жизнь, а фотографии элеваторов позже подарил Ле Корбюзье. Из этой лекции он сделал статью, которая была опубликована в сборнике Deutscher Werkbund за 1913 год. А сама идея увидеть в этих элеваторах формы новой архитектуры произвела сильное впечатление на архитекторов (среди них были Ле Корбюзье и Антонио Сент-Элиа).  

Альма Малер фото Альма Малер. Фото IMAGNO / picture alliance / IMAGNO/Austria.

Знаменитая жена. Первым браком Гропиус был женат на записной венской красавице Альме Малер (урожденной Шиндлер). Познакомились они в 1911 году в санатории. Брак был недолгим, продолжался  с 1915 по 1920 годы. Альма считалась самой красивой девушкой Вены: за 17-летней красоткой ухаживал художник Густав Климт, но замуж она вышла за композитора и дирижера Густава Малера. Однако еще при жизни с Малером у Альмы начался роман Вальтером Гропиусом, за которого она вышла замуж после смерти композитора. Параллельно Альма успела завести страстный  роман с художником Оскаром Кокошкой, посвятившим впоследствии ей картину «Невеста ветра». В коротком браке с Гропиусом родилась их общая дочь Манон. После развода с Гропиусом Альма стала супругой писателя Франца Верфеля, с которым эмигрировала в США. 

Вальтер Гропиус работы фото Жилой дом в Ганзафиртель по проекту Гропиуса.

Как учить? Гропиусу принадлежит один из самых эффектных и кратких архитектурных манифестов. Он сформулировал свои взгляды на архитектурное образование в десяти пунктах. К примеру, он считал, что историю архитектуры нужно начинать изучать только на третьем курсе, чтобы «избежать сумятицы и подражательства». Он настаивал на том, чтобы с самого начала приобщать архитектора к строительной практике. Считал недопустимым впервые оказаться на стройке, получив архитектурный диплом. Идеальным количеством студентов архитектурной школы Гропиус видел 100-150 человек. Более крупные учебные заведения по его мнению были бы не эффективны. «Перегруженный работой преподаватель будет потерян для всех. Число учащихся на одного педагога не должно превышать двенадцати-шестнадцати человек».

Вальтер Гропиус работы фото Кабинет Гропиуса в Баухаусе с мебелью по его дизайну

Гропиус и СССР. В 1932 году Гропиус принял участие во втором этапе конкурса на проект Дворца советов. При создании своего проекта он  руководствовался старинным градостроительным правилом Москвы, согласно которому  в историческом центре  нельзя было строить здания выше Колокольни Ивана Великого. Гропиус предложил создать горизонтальный проект Дворца Советов, и в начале 1933 года лично посетил СССР. В рамках своего визита он прочитал цикл лекций в Ленинграде и с любопытством изучил новую советскую архитектуру.  В целом советская архитектура не произвела на него впечатление, но  он с теплотой вспоминал проекты Моисея Гинзбурга. Вердикт Гропиуса относительно состояния советской архитектуры было точен: стоящих людей задвинули и происходит что-то непонятное. Вторую свою жену, Илзе Франк, в поездку по СССР Гропиус с собой не взял. Побоялся.

Вальтер Гропиус работы фото Кресло F51N, Tecta. Оригинальный дизайн Вальтера Гропиуса (1922/23).

Тотальный театр. Гропиус был дружен с выдающимся театральным режиссером Эрвином Пискатором, авангардистом, коммунистом, развивавшим идеи близкие Всеволоду Мейерхольду. Вместе с Пискатором Гропиус в 1927 году разработал проект Тотального театра.  Театр предуматривал трансформирующуюся и подвесную сцену, видимую с любого места. Она могла находиться перед декорациями или быть окружена со все сторон сидениями. Проект «Тотального театра» не был реализован, но широко обсуждался в театральных и архитектурных кругах.

Филипп Розенталь и Вальтер Гропиус фото Филипп Розенталь и Вальтер Гропиус

Подарок автолюбителям. Гропиус первым додумался до того, что в автомобиле нужно не только сидеть, но иногда возникает потребность прилечь. Проектируя седан и кабриолет для франкфуртской автомобильной компании Adler (1930-1933), Гропиус придумал сидение, которое трансформируется в лежанку. 

Вальтер Гропиус работы фото Чайный сервиз TAC, Rosenthal
Вальтер Гропиус работы фото Дверная ручка по дизайну Вальтера Гропиуса, 1923
Вальтер Гропиус работы фото Дверная ручка по дизайну Вальтера Гропиуса, 1923. Самая коммерчески успешная модель, выпущенная в мастерских Bauhaus.