Стекло венского модерна: выставка в Венеции

Стекло венского модерна: выставка в Венеции

Антикварное стекло никогда не выходит из моды. Особо ценятся работы архитекторов венского модерна. 300 шедевров стеклодувного искусства, созданных в первой трети ХХ века по эскизам архитекторов и дизайнеров Вены, показывают на выставке Il vetro degli architetti. Vienna 1900-1937  в Венеции во время Международной архитектурной биеннале.

Здесь представлены предметы из Венского музея прикладного искусства (MAK), а также из частных коллекций. «Для венского модерна характерен синтез искусств: архитекторы не только строили дома и виллы, а художники не только рисовали картины и графику, но и создавали монументальные панно и интерьеры, ювелирные украшения, ткани и посуду. Как нельзя лучше модерн — это необычайно изысканное и утонченное художественное направление — было выражено в произведениях из стекла. Многие знаменитые австрийские архитекторы первой трети ХХ века работали со стеклом, в непосредственном контакте со стеклодувами, и создавали вместе с ними настоящие шедевры», — комментирует куратор выставки Райнальд Франц, главный хранитель собрания стекла и керамики MAK.

Фрагмент выставки Il vetro degli architetti. Vienna 1900-1937. Венеция, остров Сан Джорждо Маджоре, выставочное пространство Le Stanze del Vetro, 2016.

В залах Le Stanze del Vetro —  вазы, бокалы, кубки, графины, созданные Йозефом Хоффманом, Коломаном Мозером, Йозефом Марией Ольбрихом, Леопольдом Бауэром, Отто Прутшером, Оскаром Штрнадом, Освальдом Хэрдтлем, Адольфом Лозом. Все они, за исключением художника Коло Мозера, в первую очередь занимались архитектурой, и потому архитектурность форм, выверенные пропорции и геометричность орнаментов и деталей отличает их художественную манеру. Собственно, эта манера и повлияла на всю эстетику венского модерна, сформировала ее своеобразие. Ведь именно венцы еще в самом начале 1900-х отошли от витиеватости царившего тогда во всей Европе ар нуво и вплотную подошли к геометричным отточенным очертаниям будущего стиля ар деко и, в сущности, предвосхитили их. Для того времени это был очень радикальный, очень авангардный подход. И стекло считалось лучшим материалом для воплощения новых эстетических идей.

Ваза из стекла и дерева, диз. Йозеф Хоффман, 1900.

На выставке представлено много работ Йозефа Хоффмана. Вместе с художником Коло Мозером он был основателем легендарных творческих объединений Венский Сецессион и Венские Мастерские. Сецессион был образован в 1897 году. Это название происходит от латинского  secessio: отход, обособление. Сецессионисты провозглашают полный отказ от традиций в искусстве и начинают бороться за утверждение новых форм. Они регулярно организуют выставки, где пропагандируют свои принципы. 

«Лучше десять дней работать над одной вещью, чем делать десять вещей за один день».

Венские Мастерские просуществовали с 1903 по 1932 год и имели свои магазины в Нью-Йорке, Цюрихе и Берлине. В это художественно-промышленное объединение входили венские художники-прикладники и мастера, работавшие в новой эстетике модерна. За эстетический уровень отвечали Хоффман и Мозер, которые сами делали множество эскизов тканей, посуды, мебели, ювелирных украшений. Все вещи отличали точеные, выверенные формы и дорогое, скрупулезное исполнение. Девиз мастерских был: «Лучше десять дней работать над одной вещью, чем делать десять вещей за один день».

Выставка Il vetro degli architetti. Vienna 1900-1937 охватывает буквально все периоды в истории стекольного искусства Вены первой трети ХХ века. Здесь показаны предметы, созданные для 8-й выставки Сецессиона, проходившей в 1900 году, и для Венских мастерских. Демонстрируются вещи, которые возили на знаменитую выставку Веркбунда в 1914-м в Кельне и на эпохальную выставку Декоративных искусств в Париже в 1925 году. А также произведения 1920-х и 1930-х годов: стеклянный минималистичный набор для воды, созданный архитектором Адольфом Лоосом в 1931 году и до сих пор не вышедший из производства. Реконструирована стеклянная комната Boudoir d’une grande vedette («Будуар звезды»), спроектированная Йозефом Хоффманом для австрийского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже.

Кубок из хрусталя с чернением и позолотой, диз. Карл Массанец, 1914.

Произведения из стекла сопровождают подготовительные эскизы, исторические фотографии, обои, ткани, созданные в Венских мастерских, и другие артефакты, передающие дух эпохи. Выпущен красочный каталог с иллюстрациями и содержательными эссе о венском модерне. 

Il vetro degli architetti. Vienna 1900-1937 («Стекло архитекторов. Вена 1900-1937») проходит в Le Stanze del Vetro («Дом стекла») до 31 июля 2016 года. Центр на острове Сан Джорджо Маджоре создан при поддержке и по инициативе Фонда Джорджо Чини и Фонда Pentagram Stiftung. Он занят просветительской, издательской и научной работой, связанной с историей и технологиями ручного стекольного производства, которым так знаменита Венеция.