Архитектор Готфрид Бём: между прошлым и будущим

22 августа 2016 г.

Архитектор Готфрид Бём: между прошлым и будущим

Готфрид Бём (Gottfried Böhm, р. 23.01.1920) — сумрачный немецкий гений, материалист и лауреат Притцкеровской премии (1986). Его постройки изучают не только cтуденты. Их отлично знают прихожане и туроператоры. В главных городах Германии стоят памятники, восстановленные и построенные Готфридом Бёмом и ставшие национальной достопримечательностью, — церкви в родном Кельне, собор в Фельберте, замок в Бонне, театр в Потсдаме, офисный центр в Штутгарте...

Городской театр, Итцехоэ, 1984–93.

Замысливая здание, архитектор вступает в диалог с будущими поколениями. Что дает ему надежду на долгую жизнь своих творений? Талант, хороший вкус, чувство времени? Сегодня общество пытается соответствовать ускоренному ритму жизни, развитию технологий, коммуникаций, скорости Интернета. Быстрая архитектура вступает в диалог с медленной. Как результат — интерес вызывают реализации со знаком безусловного качества.

Комплекс Ратуши. Бенсберг. Германия. 1969.

Тема преемственности красной линией проходит через творчество и жизнь Готфрида Бёма. Он — сын, внук и отец архитекторов (трое из его четверых детей продолжают династию). Его отец Доменикус Бём (1880–1955) являлся одним из самых прогрессивных строителей соборов начала XX в. Готфрид закончил церковную гимназию и был воспитан в католической вере. Несмотря на фашизм и войну, быстро демобилизовавшись, он после пяти лет обучения (1942–1946) получает диплом Мюнхенского технического университета и потом год учится на скульптора. Стажируется в Германии и США — у францисканского монаха архитектора Каэтана Дж. Б. Баумана, смелого интерпретатора готического стиля. Во время вояжа в Штаты молодой немец знакомится с Мисом ван дер Роэ и Вальтером Гропиусом, чей опыт всегда вызывал восхищение отца. После смерти Доменикуса в 1955-м Готфрид возглавил дело Бёмов. В тот период, когда Европа возводила новое жилье, а каждый выпускник был увлечен урбанистическими экспериментами, Бём восстанавливал разрушенные и проектировал новые немецкие соборы и ратуши, примеряя к готике идеи Ле Корбюзье.

Собор Богородицы в Фельберте. 1968.

Он стал подлинным новатором, сочетая конструктивные достижения с выразительной архитектурой. Это хорошо видно в соборе Богородицы (1968) в Невигесе (сейчас г. Фельберт). Ломаные драматичные формы рождают сложное чувство, в котором смешиваются и тревога, и обещание безопасности. «Кристаллическая гора» возвышается над ландшафтом, подъем идет мимо цепочки бетонных ячеек-комнат для паломников. Экспрессия прослеживается и в других проектах, например, в комплексе ратуши (г. Бенсберг, 1969), где уже гражданская постройка — административные корпуса мэрии — наделяется брутальной энергетикой. Однако Готфрид Бём принадлежит не только 1960-м. Его ориентированность на точечную, авторскую архитектуру лежит вне основных трендов тех лет.

«Я думаю, что будущее архитектуры состоит не только в бесконечном заполнении собой земной поверхности...»

Театр им. Ханса Отто. Потстдам. Германия. 1992–2006.

Всю практику Бём педантично следовал за технологией и точно применял конструктивные материалы. Но они интересовали архитектора всегда как средство для индивидуализации объекта. Это вклад Бёма в новый архитектурный язык, который еще ждет кульминации. Его последнее здание — театр в Потсдаме (2006) — продолжает пластическое исследование, начатое архитектором полвека назад. Театр обращен к воде. Легкие красные плоскости кровли подняты над прозрачным фасадом. Путь по коридору от простого входа к летящим над водой красным листьям — это своеобразная инициация зрителя, корни которой лежат в религиозной архитектуре. Бём пишет, что он «создает связи между прошлым и будущим, идеями и реальностью, зданием и окружением».

 

Пятьдесят лет — это срок, через который вещи становятся антиквариатом, а в архитектуре проступают следы вечности. Церкви и соборы немецкого архитектора Готфрида Бёма уже прошли испытание. Самое сложное испытание, которое суждено пройти каждому произведению искусства, — испытание временем.