Шигеру Бан: бумажная архитектура и люкс

Шигеру Бан: бумажная архитектура и люкс

Шигеру Бан — мастер временной архитектуры, строитель павильонов и зданий из бумаги. Высшую награду архитектурного цеха — Притцкеровскую премию получил в 2014 году за инновационные бумажные конструкции. Японский архитектор в основном использует картонные трубки, которые он применяет для создания временного жилья для жертв стихийных бедствий. Он строил убежища для беженцев, которые были использованы в течение 2008 года после землетрясения в провинции Сычуань в Китае; после разрушительного землетрясения в Порт-о-Пренс на Гаити; в 2011 году в Японии. Из его заметных работ — «бумажный концертный зал», построенный после землетрясения в итальянском городе Аквиле и «картонный собор» в Новой Зеландии после землетрясения 2013 года.

SHIGERU BAN

 Архитектор. Родился в Токио, высшее образование получил в США. В 1985-м основал собственное бюро в Токио. Преподавал в ряде университетов, в том числе в Гарварде, Колумбийском университете. С 2011 г. профессор университета искусств и дизайна Киото. Лауреат многих архитектурных наград. Член жюри Притцкеровской премии. Советник комиссара ООН по делам беженцев. 

Шигеру Бан родился 5 августа 1957 года в Токио. Учился в Архитектурном институте Южной Калифорнии (SCI- Arc), а затем в школе Купер-Юнион в Нью-Йорке. Но не оставлял работу на родине: стажировался в мастерской Арата Исозаки и почти сразу после окончания учебы, в возрасте 28 лет, основал собственное токийское бюро.

С самого начала Шигеру искал новые способы строительства зданий. И наконец изобрел ноу-хау — использовать в качестве строительного материала картонные цилиндры. От этой технологии сплошные плюсы — скорость возведения здания сокращается в разы, материал не только недорогой, но и экологичный. «До того как люди стали говорить о «разумной» архитектуре и строительстве из переработанных материалов, я просто стал строить из бумаги. Дело не только в цене. Этот материал пригоден для возведения любых конструкций и выдерживает огромные нагрузки, а кроме того — он доступен повсюду», — говорит Шигеру.

Скромная галерея фэшн-дизайнера Иссея Мияке в 1994-м стала первым зданием, получившим разрешение от правительства Японии на использование бумаги в качестве стройматериала. Этот проект изначально планировался как временный, но стал постоянным. С тех ор так и повелось в творчестве архитектора: многое, что задумано на время, остается надолго. А еще метод Шигеру пригодился при строительстве убежищ для пострадавших после природных катастроф.

Как большинство звезд архитектуры, он не обошел вниманием промдизайн. В 1999 году Бан создает скамейку Carta для Cappellini из березовой фанеры и гофрокартона, а в 2009-м — 10-Unit System для Artek. L-образные модули из композитного материала на основе картона и пластика складываются в столы, стулья и табуреты. В 2015 году компания FontanaArte выпустила светильники Yumi, созданные Баном в 2012-м в актуальных расцветках. В 2000-м году архитектор создает эффектный павильон Японии для выставки Expo в Ганновере. «Павильон задумывался только на шесть месяцев, и было одно важное условие — сделать объект, который после окончания выставки может быть переработан». Огромная сетчатая конструкция, напоминающая перекрытия Шухова, но из переплетенных картонных труб, которые были соединены между собой веревками, после демонтажа отправилась в рисайклинг.

Павильон Японии для Expo 2000 (Германия).

Сегодня Шигеру строит по всему миру. Среди многочисленных «бумажных» опусов — павильон для Фонда Вазарели и мост через реку Гар во Франции, шоу- рум для Camper в Аликанте, Испания, кочевой музей в Нью-Йорке. Его обожают ведущие ньюсмейкеры люкса Louis Vuitton и Hermès. В досье мастера есть и «постоянные» здания из более долговечных материалов: жилой дом Metal Shutter в Нью-Йорке, филиал главного музея современной культуры Франции — Центр Помпиду в Меце, штаб-квартира компании Tamedia в Цюрихе. Но почти все они неизменно украшены сетчатыми конструкциями из картона или дерева.

Бумажный мост через реку Гар, Франция. 2007.
Павильон в честь Поля Сезанна, парк Фонда Вазарели, Экс-ан-Прованс, Франция. 2006.

В Москве Шигеру Бан cтал автором временного павильона Центра современного искусства «Гараж». Это был первый опыт авангардного архитектора в России. Павильон площадью 2000 кв. м был выполнен из переработанной бумаги (в Японии подобная практика строительства распространена двадцать лет). Российские нормы не дали пойти до конца по радикальному пути: использовать в качестве опор бумажные трубки. Поэтому основная структура была выстроена из стали. Но внутренние перекрытия — из бумажных колонн диаметром 60 см и высотой 6 м.