Массимилиано и Дориана Фуксас — на волне профессионального успеха

Массимилиано и Дориана Фуксас — на волне профессионального успеха

 Они придумывают здания и предметы, которых не забыть. Массимилиано и Дориана Фуксас (Massimiliano, Doriana Fuksas) — дуэт, балансирующий на грани пуризма и гламура. Их считают мастерами экспрессивной инновационной архитектуры, которые «проектируют скорее карандашом и кистью, чем за компьютером». Действительно, фуксасовская архитектура и дизайн будят воображение.

MASSIMILIANO, DORIANA FUKSAS

 Литовец, родившийся в Риме, Массимилиано Фуксас — член комиссий по планированию Берлина и Зальцбурга, академик, командор ордена Искусств и лауреат множества премий. Был директором VII Венецианской биеннале и со скандалом оставил этот пост. Практикует с 1967 года. Дориана O. Мандрелли, выпускница университета La Sapienza, искусствовед, вместе с Массимилиано с 1985 года. 

Семья очень много строит и проектирует. Дориана возглавляет отдел дизайна, Массимилиано полностью погружен в архитектуру. Только что их светильник Chantal для Slamp был отмечен жюри престижной премии German Design Award 2016. Из грандиозных построек последних лет — Терминал 3 международного аэропорта Шэньчжэнь Баоань, перестроенное здание бывшего Военного союза в Риме, Национальный архивный центр Франции.

Она — профессиональный историк искусства, он — архитектор, который в молодости мечтал стать поэтом, а потом художником. Командор ордена Искусств Франции, почетный член Американского инстутита архитекторов и Королевского института британских архитекторов — Фуксас (р. 09.01.1944) слывет интеллектуалом, исповедующим почти левые взгляды. При этом супруги обожают свою в высшей степени буржуазную квартиру на площади Вогезов в Париже, где на трехстах метрах свободно располагается коллекция дизайна — чета обладает вневременными раритетами Жана Пруве, Шарлотты Перриан и Гарри Бертойи.

«Архитектор в первую очередь должен быть творцом, — говорит маэстро Фуксас. — Работу всегда начинаю с поиска образа. Если хотите, чтобы постройка была чем-то большим, чем просто стены, фундамент и крыша, — нужно вложить в нее эмоции. Хорошая архитектура дарит новый эстетический и чувственный опыт. Заметьте, я почти всегда использую материалы, которые оговорены в техзадании. Важно, как с ними обращаться: каждый обладает достоинствами. За длинную карьеру мне довелось поработать с патинированной медью, бронзой, латунью, стальными пластинами, не говоря уже о стекле и бетоне. Например, моя церковь в Фолиньо вся из бетона. Люблю материалы, которые способны «перерасти время» и умеют красиво стареть. И еще те, что обладают интересными свойствами и фактурами и поэтому могут улучшить качество здания. Пристально слежу за новейшими разработками. Посмотрите на лестницу, которую мы спроектировали для Армани в Нью-Йорке: она из современного пластика на стальном каркасе. Из всех моих проектов ее я считаю самой выразительной именно по работе с материалом».

В 2000 году, будучи куратором VII Венецианской биеннале, Фуксас провозгласил лозунг: «Меньше эстетики, больше этики», который задел за живое архитектурный цех России. Хотя собственно постройки Фуксаса, человека темпераментного, скорее похожи на арт-объекты. Пример — музей для Piaggio, производителя мотороллеров Vespa в Пондере. В цех завода встроены две параллельные пластины, которые вздымаются пузырями. Форма из полиэфирной смолы и стеклопластика окрашена в фирменный «красный Vespa». Этот зажигательный цвет — один из любимых у Фуксасов. Он есть и на фасаде концертного зала «Зенит» в Страсбурге. Каркас, как барабан, обтянут полупрозрачной синтетической тканью алого тона. Ночью, освещенный изнутри, он приобретает новый апельсиновый оттенок.

Проектируя масштабные, невероятно сложные объекты, Фуксасы находят время и желание придумывать вазы, светильники, креcла и столы. В их портфолио есть даже дверные ручки и кофе-машины. Как дизайнеры они выступают с 2000 года. Их приглашают прославленные бренды: Alessi, Baxter, Fiam, iGuzzini, Poltrona Frau, Zonca, Venini и многие другие. Причем, если традиционно предметы, спроектированные архитекторами, выделяются продуманным конструктивом, то Фуксасы вовсю оперируют фактурами и цветом. Коллекция посуды и столовых приборов Colombina Fish для Alessi привлекает формами, словно обточенными морем. Обои из коллекции Angelinah для Glamora — золотым филигранным кружевом на белом фоне. Кресло Baby Dolly для Baxter — ироничным реверансом в сторону старой доброй классики. А светильники Charlotte и Chantal для Slamp  — иллюзорной игрой световых бликов, проходящих сквозь прорези-соты в свернутых рулонами тонких листах полимера, за что и были отмечены German Design Award. Всё это — новинки, выпущенные в 2015 году.

Обои Angelinah, Glamoura. Fuksas Studio.

Башня Armani Ginza в Токио, терминал аэропорта в Шэньчжэне, курорт в Абу-Даби, прозрачный офисный центр в Тбилиси — дуэт проектирует на всех континентах. Но широкой публике бренд Fuksas известен по выставочному комплексу Rho Fiera, под стеклянными пируэтами которого проходит Миланский мебельный салон. Для торговли Фуксасы всегда успешно предлагают тему «цирка», «аттракциона». Шестиэтажный MyZeil во Франкфурте-на-Майне стал новым этапом ее развития. Обтекаемые формы гигантского торгового молла образуют головокружительные каньоны и водовороты, они покрыты 13 тыс. треугольных панелей из стекла. Немцы потратили 960 млн евро и открытие отмечали с размахом. Публику в вечерних платьях поднимал в ресторан самый длинный в Германии 46-метровый эскалатор. 

Торговый комплекс MyZeil, 2009.
Центр мира в Яффе, 2008.

В творчестве Фуксасов есть два направления. Пример первого — Центр мира в Яффе. Упрощенная форма, медитативные интерьеры: поиски в духе рационального пуризма. Проекты MyZeil и бутик Armani — образец второго: чувственного и гламурного.  Новейшие проекты архитекторов, пока представленные лишь в 3D, демонстрируют ту же тенденцию. В 2013-м их бюро выиграло конкурс на строительство Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ на Воробьевых горах: на прозрачной основе из стекла и бетона покоятся четыре гигинтских кристалла, отстраненно-медитавных и холодных. Другой проект-победитель того же года — правительственный конгресс-центр в Канберре: огромная белая медуза со вздымающейся пузырем крышей-куполом и перетекающими друг в друга волнами этажами.

Бутик Armani, Нью-Йорк, 2009.
Офис Fater-spa в Пескаре, 2010.

Когда в конце 2013-го открылся спроектированный ими третий терминал шеньчженского аэропорта, люди были потрясены буквально обрушившейся на них игрой света в пространстве: тысячи бликов, проходящих сквозь шестиугольные отверстия в крыше, пляшут на глянцевых полах площадью 500 тыс. кв. м. Тогда же была закончена реконструкция исторического здания бывшего Военного союза в центре Рима: посетители универмага проходят по раскрашенным в яркие цвета футуристичным интерьерам и поднимаются на крышу, покрытую волнистым стеклянным куполом, чтобы увидеть как на ладони вечный город. Национальный архив Франции в предместье Парижа — еще одно недавнее достижение архитекторов: окруженные бассейнами с водой 10-этажный сверкающий алюминием блок архива и легкая прозрачная структура, взятая, как алмаз, в ромбовидную огранку, где находятся офисы и конференц-залы.

Международный аэропорт в Шеньчжэне, Терминал 3, Китай, 2013.

В 2016 году Studio Fuksas готовит к сдаче сразу 7 впечатляющих архитектурных объектов: люксовый торговый молл Beverly Center в Лос-Анджелесе, бизнес-центр Euromed в Марселе, небоскреб Guosen в Шэньчжэне, резорт Is Molas на Сардинии, штаб-квартиру правительства области Пьемонт в Турине, конгресс-центр в Риме, концертно-выставочный комплекс Rhike Park в Тбилиси. Судя по масштабности этих проектов, его и Дориану ждут новые престижные награды — возможно, даже Притцкеровская премия по архитектуре.