Первая Ceramic Art Fair в Париже: история и современность художественной керамики
29 октября 2025 г.

Осенью 2025-го Париж получил то, чего ему давно не хватало, — собственную ярмарку, целиком посвященную керамике и стеклу. До 25 октября Maison de l’Amérique latine принимал первую Ceramic Art Fair: здесь двадцать три галереи из Франции и других стран проследили, как чувство современного менялось сквозь века — от китайских сосудов эпохи Тан до 3D-пластики XXI века.
По теме: Масштабная ретроспектива Герхарда Рихтера в Fondation Louis Vuitton в Париже
Инициаторы проекта, Виктория Дени и Элен де Вансай, точно почувствовали момент: интерес к керамике в последние годы стал не просто трендом, а реакцией на усталость от цифровой предсказуемой безликости. Формат ярмарки камерный — два этажа особняка и сад, где работы встроены в пространство, как в доме коллекционера. И это сразу меняет восприятие: зритель не проходит мимо стендов, а входит диалог с объектами.

Внутри — сложный хоровод эпох и контекстов. Camille Leprince показал фарфор Севра XVIII века и современный бисквитный фарфор той же мануфактуры. Galerie Vauclair предлагала музейного уровня барельефы с ящерицами, листьями и морскими гадами от последователей Бернара Полисси XIX века. Christian Deydier возвращает зрителя в Китай VI века, где уже угадываются будущие приемы санкэ, которые ярко проявились в эпоху Тан (VII–IX вв.), когда свинцовые глазури с оксидами меди, железа и марганца, создающие плавные переходы желтого, зеленого и коричневого, стали использоваться особенно активно.

Современность звучит не менее весомо. Maison Rapin представляет Райана Лабара — американца, который через язык абстракции переосмысливает китайский фарфор. Spazio Nobile, которую мы привыкли видеть на ярмарках Collectibel, PAD и Design Miami, тоже здесь с керамикой и стеклом. На стенде барочная пышность Белы Силвы совмещена с северной сдержанностью Пяйви Ринтаниеми, монументальными живописными пластами Анн Беате Темпельхоф и абстрактными скульптурами и вазами из стекла Пайви Ринтаниеми. У Thomas Fritsch-Artrium, тоже регулярно собирающего стенды на Design Miami, был представлен мощный пласт французской керамики послевоенного времени, включая строгие скульптурные вазы Робера Дебландера.

Особым разнообразием и красочностью отличался стенд несколько лет назад открывшейся галереи Florian Daguet-Bresson — она представила убедительный срез современной керамической сцены, живой и разнообразной. Здесь и литые фарфоровые формы Йоханеса Нагеля, и скульптуры, собранные из разноцветных фарфоровых фрагментов Джонжин Пака, и эксперименты с глазурями Мортена Лобнера Эсперсена, и невероятно легкие объекты Клэр Линднер.
.jpg.webp)
Отдельного внимания заслуживали садовые инсталляции, созданные ландшафтным дизайнером Себастьяном Абером: стекло, керамика и растения становятся единым целым. На лужайке перед особняком — работы из стекла Джонатана Оссересса, Ксавье Ле Нормана, Себастьена Кито, керамические крылья Зои Рюмо и установленные между деревьями тотемы Картини Томас и Тимоти Хумберта. Ceramic Art Fair не пытается доказать значимость керамики, она просто показывает, что эта значимость уже есть. Керамика говорит на языке искусства, и Парижу давно нужен был такой голос, который наконец прозвучал.
.jpg.webp)
