
PAD London 2025 — система смыслов, где эстетика и идеи соединяются. Пространство обрело дыхание, материал — память, а свет — способность рассказывать. Это была не просто выставка предметов, а разговор о том, как мы живем внутри света, тишины и формы. Форма становится вторичной, уступая место мыслям и состояниям. Павильон жил, свет двигался, авторы работали с пространством, соединяя природу и архитектуру. Возврат к ремеслу, ручному труду и естественным материалам обрел новую ценность: все хотят настоящее, живое.
По теме: PAD London 2025: хайлайты выставки коллекционного дизайна
.jpg.webp)
Полина Сурина
Арт-консультант, основатель компаний ArtisDomus, 2Shades

Charles Burnand и Maison Jaune Studio показали архитектурные этюды о свете и материи. Бронза, дерево и стекло звучали точно и сдержанно — без эффекта, но с внутренним ритмом. На стенде Booroom Gallery (Дубай), галереи с российскими корнями, — редкое кресло Canoa архитектора Хосе Занина Калдаса из серии Móveis Denúncia («Мебель протеста») и стеклянные объекты Ксении Брейво, вдохновлённые балетом Баланчина Bijoux.
По теме: Хосе Занин Калдас в Booroom Gallery: бразильский дизайн на выставке Mar de Amor

Portuondo Gallery создала пространство баланса между модернизмом и ремеслом. Тростник, теплое дерево, геометрия середины века — все в умеренном ритме и без ностальгии. У Objects with Narratives (Брюссель) бронза и минералы звучали как структуры тишины. Их объекты не украшали стенд — они устанавливали состояние. Это археология будущего, где вес и время обретают новую материю.

Галерея Meubles et Lumières установила в центре стенда диван Carré de détente Мориса Марти, созданный в 1970-е по заказу парижских коллекционеров. Единственный в своем роде, он словно объединяет архитектуру и жест мастера. Его мягкие линии и нюансный бежевый цвет создают ощущение покоя — не выставочного, а живого. Это ретрофутуризм без ностальгии — возвращение к ощущению, к телу, к доверию времени. Фантастическая форма, и в первый день можно было испытать его на комфорт, что я и сделала. А потом повесили табличку: не сидеть.

Willy Rizzo исследовала гламур как память эпохи. Латунь, бархат, фотографии Бриджит Бардо и Дали — интерьер как кадр. Adrian Sassoon Gallery (Лондон) объединила мастеров, работающих со стеклом и керамикой. Поверхности перетекали, словно фиксируя движение воздуха и света. Великолепная скульптура от Bouke de Vries — ее купили в первые 15 минут после открытия.


Galerie Pradier-Jeauneau и JCRD Design продолжили тему естественной пропорции и пластичности материи. Их пространства собраны, точны, без деклараций. Главным становится не эффект, а внимание к вещи, к времени, к свету. Предметы PAD превращаются в точки соприкосновения — ворота в иные состояния и опыт присутствия. Для меня, как для куратора, работающего на стыке искусства, архитектуры и пространства, PAD London — не ярмарка, а лаборатория смыслов. Современные коллекционеры ищут не объект, а состояние — гармонию между человеком и пространством. PAD вновь напомнил: дизайн — не рынок и не тренд, а язык, на котором культура говорит с миром. Когда форма обретает смысл, пространство начинает дышать и отражать тебя.
