Космос внутри: 9 предметов дизайна Space Age, которые изменили мир
23 октября 2025 г.
Подборку уникальных предметов в стиле Space Age специально для INTERIOR+DESIGN подготовила Елена Орлова, автор книги «Дизайн и космос: как технологии становятся искусством» и президент фонда «Наука. Искусство. Технологии»
Космические достижения середины XX века навсегда изменили не только науку, но и эстетику повседневной жизни. Запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 году стал отправной точкой: человечество поверило, что будущее уже наступило. Каждый хотел иметь «частичку космоса» у себя дома — дизайнеры дали им эту возможность.
По теме: Тренды 2024/2025: чувственный футуризм Terra Cosmos
Новые материалы, технологии и сам дух стремления «туда, где еще не ступала нога человека» породили в 1960–80-х годах целое направление — Space Age. Его формы — округлые, гладкие, словно отполированные ветром на другой планете; его цвета — чистые, насыщенные, оптимистичные. Эти вещи делали будущее зримым: на столах, в гостиных и даже на прикроватных тумбах. Сегодня многие предметы — музейные экспонаты, но когда-то они символизировали простую веру в то, что человек способен улететь к звездам.

Телевизор JVC Videosphere
1970
Культовый телевизор, напоминающий скафандр астронавта, стал иконой эпохи Space Age. Круглая форма и хромированная цепочка-держатель, позволяющая использовать его в качестве подвесного телевизора, придавали ему подлинно футуристический характер. Videosphere был не только эффектным, но и функциональным — с динамиком и ручкой громкости, что делало его удобным спутником даже на пикнике. Сегодня он — часть коллекций музеев V&A и MoMA.


Телевизор JVC 3100R Video Capsule
1972
Пирамидальная капсула, которая трансформируется, словно лунный модуль, открывая экран телевизора. Радио, часы и телевидение — все в одном устройстве, выполненном в духе инженерных фантазий о будущем. Модель выставлена в Художественном музее Карнеги в Питтсбурге.

Часы Panasonic Sparly’s Robot Silver Clock
1988
Часы в форме робота созданы по эскизам Ральфа Маккуорри — автора образов Чубакки, Дарта Вейдера, роботов R2-D2 и C-3PO из киносаги Джорджа Лукаса «Звездные войны». Также художник работал и со Стивеном Спилбергом над дизайном космических кораблей в фильмах «Близкие контакты третьей степени» (1977) и «Инопланетянин» (1982). В 1986 году Ральф Маккуорри стал обладателем премии «Оскар» за визуальные спецэффекты в фильме «Кокон». Серебристый корпус Sparly’s Robot отражает моду 1980-х на роботизацию и футуристическую эстетику. Sparly’s Robot уже давно стал коллекционным предметом и символом креативного дизайна космической эпохи.

Телевизор Panasonic Orbitel TR-005
1971
Серебристый корпус, антенны-«усики» и округлые формы сразу ассоциируются с летающей тарелкой. Этот телевизор даже имел второе название — ТВ-НЛО. Ощущение, что именно на нем смотрят свои телепрограммы существа на других планетах. Рекламный слоган того времени — Attention, Earth People! — идеально передавал дух эпохи, верившей в контакт цивилизаций. Сегодня Orbitel хранится в коллекциях Science Museum Group и аэропорта Сан-Франциско.

Музыкальный центр Weltron 2004 Space Ball
1970
Портативный музыкальный центр-шар в ярко-желтом корпусе воспроизводит радио и восьмидорожечные кассеты, а внешние динамики-«шары» создают эффект окружающего звука. Фильм Стенли Кубрика «2001: Космическая одиссея», вышедший на экраны в 1968 году, предвосхищал будущие межпланетные полеты людей, которые в то время виделись будничными для 2001 года. Поэтому первые «космические шары» от компании Weltron имели название Model 2001. Последующие также назывались годами летоисчисления XXI века: 2004, 2005, 2007.

Радиоприемник «Космос» (Yura)
Советский пример тренда на миниатюризацию. Радиоприемник имел корпус из литого металла с пластиковым куполом, что обеспечивало долговечность и характерный внешний вид. Упаковка товара — очень современная даже по сегодняшним представлениям: зарядное устройство и аккумуляторы были стильно и компактно разложены в коробочке, что создавало WOW-эффект при ее открывании покупателем. Для своего размера радио «Космос» обеспечивало хорошее качество звука, которое превосходило многие карманные аналоги других производителей. Этот радиоприемник был представлен в советском павильоне на ЭКСПО-70 в Осаке. Экспортировался в Великобританию, Бельгию и другие страны.

Пылесос «Сатурн»
1960-е
Первые модели советского пылесоса «Сатурн» стали производить в начале 1960-х годов. Состояли они из штампованных полусфер, ярко окрашенного корпуса, резинового уплотнителя посередине, внешне имитирующего кольцо Сатурна. Для удобства перемещения пылесос был оснащен тремя шарообразными колесами.

Пылесос «Ракета»
1956
Один из первых советских пылесосов с «космическим» названием. Мощный двигатель мог работать без перерыва до 50 минут. Особо находчивые граждане использовали пылесос не только для чистки ковров, но и в качестве фена для волос или помощника в перебирании ягод. Народная смекалка превращала «Ракету» в универсальный домашний прибор.

Телевизор Philips Discoverer
1983
Телевизор в форме шлема астронавта, созданный дизайнером Хонсоном Ли в честь первого запуска шаттла NASA. Темный опускающийся козырек усиливал контраст и защищал от бликов — прием, позаимствованный у настоящих космических шлемов от скафандров. Сегодня этот «телешлем» можно увидеть в Институте искусств Миннеаполиса.
Эпоха космических открытий вдохновила дизайнеров, и они стали создавать предметы бытовой электроники в космическом же стиле. Скругленные формы, яркие цвета, встроенные «панели управления» — все это появилось более полувека назад и до сих пор продолжает восхищать своей оригинальностью. Посетители выставок коллекции дизайна космической эры часто даже не сразу могут определить назначение некоторых предметов, ведь мы уже давно привыкли к унификации форм телефонов, телевизоров и компьютеров. Поэтому все необычное привлекает внимание, повышает насмотренность и вдохновляет на новые открытия в эпохе Space Age 2.0.
