Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта
Архитектура света: Елена Антонова о стеклянных кирпичах Фальконье в современном интерьере

Архитектура света: Елена Антонова о стеклянных кирпичах Фальконье в современном интерьере

23 мая 2025 г.

В конце XIX века швейцарский архитектор и инженер Гюстав Фальконье, основываясь на многолетнем опыте стеклоделия, разработал уникальный материал — пустотелые стеклянные кирпичи, которые получили название в честь своего создателя. На долгое время кирпичи Фальконье были забыты, а техника их создания и вовсе утрачена. Насколько актуальны кирпичи Фальконье сегодня и как их можно использовать в интерьере, INTERIOR+DESIGN рассказала Елена Антонова — основательница архитектурно-дизайнерской компании BURO ALL, которая занимается возрождением и популяризацией этой техники в России

Елена Антонова

Елена, в какой момент и почему к вам пришла идея заняться возрождением техники Фальконье? Все-таки BURO ALL в первую очередь архитектурное бюро.

Мы как архитектурное бюро реализуем проекты под ключ — от выбора участка для строительства дома до декорирования интерьеров. Чтобы обеспечить клиентам высочайший уровень экспертизы на всех этапах (проектирование, строительство, отделка), важно постоянно изучать рынок: новые материалы, технологии, тренды. Для этого я регулярно посещаю крупные выставки, фабрики и мастерские по всему миру в поисках интересных решений для наших объектов. Стеклянные кирпичи для нас не просто знакомый материал, а особая страсть. Как архитекторы мы ценим игру света. При проектировании тщательно анализируем световой поток в течение всего дня, ведь именно свет создает ту магию, которая преображает пространство.

Кирпичи Фальконье на выставке «Фальконье. Архитектура света» в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева

Интерес к Фальконье возник не случайно — этому способствовала цепочка знаковых событий. Мы давно сотрудничаем с Музеем архитектуры — оформляем вернисажи цветочными инсталляциями (это еще одно направление BURO ALL). И в 2023 году, когда музей начал подготовку к выставке «Фальконье. Архитектура света», наши пути естественным образом пересеклись. Идея ее проведения родилась у Елизаветы Лихачевой, которая тогда была директором музея, после поездки в Швейцарию на выставку стеклянных кирпичей Фальконье. Команда музея объединила усилия с искусствоведом Никитой Андреевым из Санкт-Петербурга, выпускником Академии Штиглица, который уже занимался исследованием Фальконье, и петербургской мастерской NWGlass.lab. Так началось возрождение забытой технологии.

Перед оформлением вернисажа в музее я как обычно изучала материалы выставки — но когда увидела эти кирпичи вживую, была потрясена. Помню стеклянную стену во флигеле «Руина»: свет, пронизывающий ее насквозь, сразу сделал очевидным — это абсолютно моя «история».

Выставка «Фальконье. Архитектура света» в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева. Площадка третьего этажа флигеля «Руина». Фото: Никита Андреев

Как вы думаете, почему о Фальконье многие вспомнили именно сейчас? Ведь материалу уже две сотни лет.

До выставки в Музее архитектуры о Фальконье в России практически не вспоминали, что прекрасно иллюстрирует важность просветительской работы. Именно музей познакомил с этим наследием как профессиональное сообщество, так и широкую аудиторию. Когда люди, чувствительные к прекрасному, увидели данные работы, возник эффект цепной реакции — тема начала жить собственной жизнью. Важную роль сыграло и первое в России издание «Фальконье. Архитектура света», которое вышло к выставке и в создании которого мне посчастливилось участвовать. Книга потрясающим образом позволила погрузиться в эту тему. Поэтому могу с уверенностью утверждать, что нынешний ренессанс интереса к Фальконье берет свое начало именно с той выставки.

«Фальконье. Архитектура света» — первая книга на русском языке, посвященная истории использования стеклянного кирпича Фальконье (Falconnier) в России

Насколько актуальны технологии и материалы 200-летней давности в современной архитектуре и современном интерьере?

Все зависит от задач проекта. Для типового архитектурного сооружения с обычными материалами, конечно, Фальконье — слишком дорогая технология. Но если стоит задача создать уникальный проект, то стеклянная кладка, на мой взгляд, идеальное креативное решение. По своим характеристикам блоки Фальконье просто выдающиеся: прочностью сопоставимы с бетоном, обладают отличной звуко- и теплоизоляцией (примерно как однокамерный стеклопакет), при этом дают красивый рассеянный свет, сохраняя приватность пространства. По характеристикам стекло в технике Фальконье — один из лучших строительных материалов. У него есть только одно на сегодняшний день ограничение — технология требует ручного труда. Это штучная, уникальная работа, чем обусловлена его достаточно высокая цена. Поскольку BURO ALL работает в премиальном секторе, для нас дороговизна вполне уместна. Сейчас, например, мы проектируем дом с целой стеклянной стеной Фальконье — для меня принципиально важно было привнести эту технику в жилое пространство.

И есть еще один момент — традиционные швы кладки. На мой взгляд, они выглядят довольно массивно и противоречат самой идее легкости материала. Я все это время искала и тестировала альтернативы и, кажется, нашла решение. Это прозрачный клей, который не желтеет со временем. Если эксперимент удастся, это позволит вдохнуть новую жизнь в использование Фальконье.

Интерьер Lucky Izakaya Bar на Большой Никитской в Москве. Проект Sundukovy Sisters. Фото: Дмитрий Цыренщиков
Интерьер Lucky Izakaya Bar на Большой Никитской в Москве. Проект Sundukovy Sisters. Фото: Дмитрий Цыренщиков
Интерьер Lucky Izakaya Bar на Большой Никитской в Москве. Проект Sundukovy Sisters. Фото: Дмитрий Цыренщиков

Есть ли еще способы гармонично вписать кирпичи Фальконье в современное пространство? Или это материал только для масштабных архитектурных элементов?

Вы знаете, Фальконье — это не только для грандиозных проектов. Когда я впервые подержала эти кирпичи в руках, то сразу поняла — они должны быть ближе к людям. Я видела, как загораются глаза и просыпается интерес даже у тех, кто далек от архитектуры. Так родилась идея шкатулок, с которой я обратилась к нашим партнерам NWGlass.lab. Поначалу отклика моя инициатива не нашла — у них много заказов, это сложная технология, для которой нужны специальные печи. Но я настойчивая — через несколько месяцев мастерская согласилась. Весь процесс занял год, и к выставке Artdom в феврале 2025-го мы представили первую партию шкатулок. По реакции гостей стенда я поняла, что мы точно на правильном пути. Шкатулка — это предмет, который может поставить у себя дома любой человек. Более того, к каждой из них мы обязательно кладем книгу о Фальконье, ведь это не просто часть декора, а настоящее архитектурное наследие.

Шкатулки из кирпича Фальконье от BURO ALL. Продюсер съемки: Марина Бессонова

Оригинальная техника Фальконье в 1930-х была утрачена, каким образом производятся стеклянные кирпичи сегодня?

Да, оригинальная технология действительно была утрачена в 1930-х, а в 50-х она исчезла полностью. Причиной стала промышленная революция, начавшаяся в Америке. США покупали у Швейцарии не сами кирпичи, а патенты на их производство. В определенный момент главным приоритетом стало удешевление и массовость, а не сохранение эстетики и качества. В результате оригинальные кирпичи Фальконье были вытеснены упрощенными стеклоблоками — такая же ситуация сложилась и в Советском Союзе.

Удивительно, но никто в мире, включая саму Швейцарию, не предпринимал попыток восстановить данную технологию. Фактически, как я понимаю, первыми это сделали российские специалисты. Команды мастерской NWGlass.lab и Музея Архитектуры провели огромную исследовательскую работу: изучали архивы, сохранившиеся образцы, подбирали специальное стекло, создавали мастер-модели и формы для каждого типа кирпичей. На сегодняшний день мастерская не только возродила их производство в традиционным виде, но и освоила изготовление хрустальных версий. Сейчас мы работаем над созданием шкатулок из розового хрусталя — они сохранят всю красоту оригинала, хотя и будут более хрупкими.

Современный стеклянный кирпич Фальконье модели №7 производства NWglass-lab

Сам дизайн кирпичей разрабатывается с нуля или вы берете за образец уже существующие модели и исторические архивы?

Все кирпичи были воссозданы строго по историческим образцам. Команда музея вместе с куратором Никитой Андреевым собирала оригинальные экземпляры по всему миру — искали на антикварных рынках, частных коллекциях, даже на Авито. Параллельно собирали чертежи. И именно по ним, а также по живым образцам мастера создавали точные копии оригинальных кирпичей. Единственным исключением стала модель в форме морской ракушки. Ее первоначальную версию не смогли найти и работы по восстановлению проводились в основном по фотографиям и немногим чертежам. Весь процесс занял около пяти лет — от первых исследований до выставки.

Шкатулка из кирпича Фальконье от BURO ALL. Продюсер съемки: Марина Бессонова

Есть ли потенциал у штучных объектов ручной работы, таких как кирпичи Фальконье, в мире, где ценится высокая скорость производства, а многие задачи отходят ИИ?

Все зависит от аудитории и цели. В премиум-сегменте клиенты не хотят шаблонности и штамповки. Им нужны вещи с характером, с историей. Поэтому спрос на индивидуальные решения для пространств только растет. Именно по этой причине мы постоянно ищем особенные решения вроде Фальконье — они помогают создавать неповторимые пространства. Я уверена, что у этих кирпичей большое будущее. И мы, как никто, будем своими работами стараться популяризировать технологию. Если говорить про сегмент чуть ниже, я знаю, что Фальконье уже стало появляться в качестве интерьерных акцентов, например, видела такую перегородку в одном из ресторанов Москвы.

Шкатулка BURO ALL
Шкатулка BURO ALL
Шкатулка BURO ALL
Шкатулка BURO ALL

Архитектура со стеклом — это вообще увлекательная история. Вот взять тот же Хрустальный дворец — его ведь возвели еще в 1851 году. И вот спустя полтора столетия мы снова обсуждаем, насколько востребованы такие решения. Лично я убеждена: подобная техника по-прежнему остается уникальной и способна преобразить любое здание. Отличным примером служит знаменитое здание в Нидерландах от бюро MVRDV с фасадом из стеклянных кирпичей, где сначала располагался бутик Chanel, а теперь Hermès. Фотографии облетели весь мир, хотя использовались обычные стеклоблоки, а не Фальконье. Поэтому если получится сделать производство более доступным по цене, у этого направления огромные перспективы.

Шкатулка из кирпича Фальконье от BURO ALL. Продюсер съемки: Марина Бессонова

Какими были ваш главный успех и главная сложность в работе с этим новым для BURO ALL направлением?

Конечно, Фальконье — это довольно непростая технология со своими нюансами. Например, одна из технических сложностей производства наших шкатулок — нанесение штампа. А главным успехом я считаю тот искренний интерес, который люди проявляют к кирпичам Фальконье. Когда мы задумывали шкатулки, я волновалась — вдруг только мы, энтузиасты, так влюблены в него? Но нет — моя мечта популяризировать забытую технику действительно сбылась.

Шкатулка из кирпича Фальконье от BURO ALL. Продюсер съемки: Марина Бессонова
Шкатулка из кирпича Фальконье от BURO ALL. Продюсер съемки: Марина Бессонова

Расскажите, пожалуйста, о ваших планах на будущее.

Во-первых, мы открываем новое пространство рядом с нашей студией на территории делового квартала «Московский шелк», где будут кладки как из кирпичей Фальконье, так и из обычных стеклянных кирпичиков — для нас это еще один способ популяризировать данную технику.

Еще у меня есть личная мечта — построить дом, где в ванных комнатах фасадные стены будут из кирпичей Фальконье. Думаю, получится очень красиво, и это станет отличным примером для других архитекторов.

Шкатулка из кирпича Фальконье от BURO ALL. Продюсер съемки: Марина Бессонова

Также мы планируем расширить линейку хрустальными шкатулками в розовом и, возможно, лавандовом оттенках. Пока мы используем форму №7 как наиболее удобную, но в будущем хотим попробовать и форму-ракушку. Правда, для нее потребуется специальная стеклянная подставка, чтобы сохранить прозрачность и игру света. Еще мы работаем над улучшением логотипа — сейчас он выгравирован, но хотим сделать настоящую печать, как на исторических кирпичах Фальконье, хотя технически это довольно непросто.

Ну а также планах — два интересных мероприятия. Первое мы посвятим нашим шкатулкам, где Никита Андреев покажет свою уникальную коллекцию оригинальных кирпичей. Второе проведем в августе в Музее архитектуры — обещаю, будет красиво и познавательно!

Шкатулка из кирпича Фальконье от BURO ALL. Продюсер съемки: Марина Бессонова
Шкатулка из кирпича Фальконье от BURO ALL. Продюсер съемки: Марина Бессонова
Шкатулка из кирпича Фальконье от BURO ALL. Продюсер съемки: Марина Бессонова
Шкатулка из кирпича Фальконье от BURO ALL. Продюсер съемки: Марина Бессонова
Шкатулка из кирпича Фальконье от BURO ALL. Продюсер съемки: Марина Бессонова

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит