![Чини Боэри — гордость итальянской республики](https://api.interior.ru/media/images/DESIGN_1/Cini_Boeri/cover1_storie_Boeri.jpg)
Чини Боэри — дизайнер-экспериментатор, одна из первых в мире женщин, получивших профессиональное архитектурное образование. В 1950-60-х годах наряду с Акилле Кастильони, Марко Дзанузо, Джо Коломбо она стояла у истоков итальянского дизайна.
По теме: Акилле Кастильони — эксцентричная легенда итальянского дизайна
Обладательница двух премий Compasso d’Oro (одна из них — за совокупность достижений), в 2011-м Боэри получила высшую награду «За заслуги перед Итальянской Республикой». «Спасибо, но носить я ее не буду», — сказала она, принимая орден из рук президента Джорджо Наполитано. В 2014 году отпраздновала 90-летие, а в 2017-м юбилей отметило ее культовое кресло Ghost из прозрачного стекла, спроектированное в 1987-м для Fiam Italia.
![Чини Боэри дизайн фото](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2020_09_16/003bis-def.jpg.webp)
Мария Кристина (больше известная как Чини) Боэри родилась в 1924 году. Во время войны участвовала в партизанском движении (вспоминая военные годы, рассказывает, как сшила себе юбку из парашюта — молодой партизанке было тогда 18). Об архитектуре мечтала с детства, ее отговаривали.
![Чини Боэри дизайн фото](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2020_09_16/CiniBoeri-SillaGhost-02-copia.jpg.webp)
В 1951-м Боэри окончила миланский Политех (на курсе училось всего девять девушек, при этом лишь трое из них получили диплом), после чего поступила интерном в мастерскую Джо Понти. Правда, проработала там всего три месяца. В то время дизайнер тесно сотрудничал с фарфоровой мануфактурой Richard Ginori, а молодой Боэри не терпелось заняться архитектурой. По приглашению Марко Дзанузо она перешла в его архитектурную студию, в которой трудилась до 1963 года, когда основала собственное бюро Cini Boeri Architetti.
![Чини Боэри дизайн фото](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2020_09_16/cini-boeri-2.jpg.webp)
С 1980-х Боэри активно преподает: читает лекции в Италии, США, Швейцарии, Бразилии. Своих студентов учит создавать функциональные, интуитивно понятные, экономичные предметы. «Сегодня дизайн превратился в создание декора», — рассуждает она, в то время как в 1950-е это был поиск форм и материалов, соответствующих функции. Уловив дух свободолюбивых 1960-х, она в числе первых обратилась к созданию модульной, мобильной, трансформируемой мебели.
![Чини Боэри дизайн фото](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2020_09_16/cini-boeri-3.jpg.webp)
![Чини Боэри дизайн фото](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2020_09_16/borgogna_02.jpg.webp)
Ее кресло на роликах Borgogna для Poltrona Frau (1964) является прообразом мобильного офиса: в подлокотник встроена гибкая лампа для чтения и складной столик-подставка. Диван Strips для Arflex (1968-72) раскладывается в кровать, внешний чехол на молнии отстегивается, превращаясь в одеяло (модель удостоена награды Compasso d’Oro 1979). Кульминацией же модульного принципа стал диван Serpentone (1971): подвижная конструкция позволяет наращивать бесконечное число модулей, нанизывая их на змеевидный каркас.
![Чини Боэри дизайн фото](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2020_09_16/a7df7bfc71b10bfc91b9f76777bfc0d1.jpg.webp)
![Чини Боэри дизайн фото](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2020_09_16/1971-serpentone.jpg.webp)
![Чини Боэри дизайн фото](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2020_09_16/cini-boeri-obituary-design_dezeen_2364_col_1-852x1016.jpg.webp)
![Чини Боэри дизайн фото](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2020_09_16/Cini_Boeri_14.jpg.webp)
Она экспериментировала с полиуретаном, стеклом, пластиком. В 1967 году спроектировала лежак Bobo Relax для Arflex — передовое сиденье-моноблок, полностью созданное из вспененного полиуретана, а в 1987-м представила кресло Ghost (в соавторстве с Тому Катаянаги для Fiam Italia) — результат новейших технологий, позволивших впервые произвести кресло цельнолитого прозрачного стекла толщиной 12 мм. Как признается Боэри, в то время ей ужасно надоело проектировать диваны и кресла, поэтому она сказала себе: «Давай-ка сделаем такую модель, которую не будет видно!».
![Чини Боэри дизайн фото](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2020_09_16/storie_Boeri_990_003.jpg.webp)
Несмотря на эпатажный облик, работы Чини Боэри всегда очень человечны (жесткой геометрии она предпочитает органические скругленные формы). Неслучайно в ее архитектурном наследии так много частных вилл: Casa Rotonda (1967), Сasa nel Bosco (1969), Casa Alzate (1972) и так далее. Проектируя дома, она руководствовалась теми же принципами гибкости и мобильности, которые внедряла в предметный дизайн: «Больше скользящих перегородок, нежели дверей; больше свободного пространства и меньше стен…».
![Чини Боэри архитектура фото](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2020_09_16/8b4c3791ff0bb73b5ccd0eb8ffaf4e2c.jpg.webp)
![Чини Боэри архитектура фото](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2020_09_16/fc69d982bcf43ea53441bb88560438c1.jpg.webp)
![Чини Боэри архитектура фото](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2020_09_16/0b0f15802b0bdcbbad123213ab08cf88.jpg.webp)
Своей программной постройкой она называет виллу Casa Bunker на острове Ла-Маддалена (1967). Мощный неприступный объем как будто врос в каменистый берег, планировка же подчинена новаторской идее: предоставить каждому члену семьи максимум свободы. Центр виллы — общий двор-патио, вокруг которого сгруппированы четыре комнаты, каждая со своим санузлом и отдельным выходом к морю.
![Чини Боэри архитектура фото](https://api.interior.ru/media/resize/1000/images/setka/2020_09_16/6c712bcc-be61-4040-9759-42ec8f687390.jpg.webp)
Ее передовые взгляды не всем были понятны: заказчикам-супругам Боэри предлагала включить в проект вторую спальню; те недоумевали и называли ее «разрушительницей браков». Похоже, и сегодня многие ее замыслы опережают время. Так, в 2010-х она занялась проектом школы будущего с круглыми учебными классами, ломающими привычную иерархию «учитель-ученик», и мобильной мебелью. Атмосфера свободы, считает Боэри, — самая плодотворная, а независимый выбор всегда означает ответственность.