Чини Боэри — гордость итальянской республики

Чини Боэри — гордость итальянской республики

Чини Боэри — дизайнер-экспериментатор, одна из первых в мире женщин, получивших профессиональное архитектурное образование. В 1950-60-х годах наряду с Акилле Кастильони, Марко Дзанузо, Джо Коломбо она стояла у истоков итальянского дизайна.


По теме: Акилле Кастильони — эксцентричная легенда итальянского дизайна​

Обладательница двух премий Compasso d’Oro (одна из них — за совокупность достижений), в 2011-м Боэри получила высшую награду «За заслуги перед Итальянской Республикой». «Спасибо, но носить я ее не буду», — сказала она, принимая орден из рук президента Джорджо Наполитано. В 2014 году отпраздновала 90-летие, а в 2017-м юбилей отметило ее культовое кресло Ghost из прозрачного стекла, спроектированное в 1987-м для Fiam Italia.

Чини Боэри дизайн фото
Кресло Bobo, Arflex, 1967.

Мария Кристина (больше известная как Чини) Боэри родилась в 1924 году. Во время войны участвовала в партизанском движении (вспоминая военные годы, рассказывает, как сшила себе юбку из парашюта — молодой партизанке было тогда 18). Об архитектуре мечтала с детства, ее отговаривали.

Чини Боэри дизайн фото
Кресла Ghost, Fiam Italia.

В 1951-м Боэри окончила миланский Политех (на курсе училось всего девять девушек, при этом лишь трое из них получили диплом), после чего поступила интерном в мастерскую Джо Понти. Правда, проработала там всего три месяца. В то время дизайнер тесно сотрудничал с фарфоровой мануфактурой Richard Ginori, а молодой Боэри не терпелось заняться архитектурой. По приглашению Марко Дзанузо она перешла в его архитектурную студию, в которой трудилась до 1963 года, когда основала собственное бюро Cini Boeri Architetti.

Чини Боэри дизайн фото
Диван для Gavina, 1978.

С 1980-х Боэри активно преподает: читает лекции в Италии, США, Швейцарии, Бразилии. Своих студентов учит создавать функциональные, интуитивно понятные, экономичные предметы. «Сегодня дизайн превратился в создание декора», — рассуждает она, в то время как в 1950-е это был поиск форм и материалов, соответствующих функции. Уловив дух свободолюбивых 1960-х, она в числе первых обратилась к созданию модульной, мобильной, трансформируемой мебели.

Чини Боэри дизайн фото
Стол Lunaria, Knoll, 1970-е.
Чини Боэри дизайн фото
Кресло Borgogna, Arflex, 1964.

Ее кресло на роликах Borgogna для Poltrona Frau (1964) является прообразом мобильного офиса: в подлокотник встроена гибкая лампа для чтения и складной столик-подставка. Диван Strips для Arflex (1968-72) раскладывается в кровать, внешний чехол на молнии отстегивается, превращаясь в одеяло (модель удостоена награды Compasso d’Oro 1979). Кульминацией же модульного принципа стал диван Serpentone (1971): подвижная конструкция позволяет наращивать бесконечное число модулей, нанизывая их на змеевидный каркас.

Чини Боэри дизайн фото
Диван Serpentone, Arflex, 1971.

Чини Боэри дизайн фото
Диван Serpentone, Arflex, 1971.
Чини Боэри дизайн фото
Диван Serpentone, Arflex, 1971.
Чини Боэри дизайн фото
Диван Gradual, Knoll, 1971.

Она экспериментировала с полиуретаном, стеклом, пластиком. В 1967 году спроектировала лежак Bobo Relax для Arflex — передовое сиденье-моноблок, полностью созданное из вспененного полиуретана, а в 1987-м представила кресло Ghost (в соавторстве с Тому Катаянаги для Fiam Italia) — результат новейших технологий, позволивших впервые произвести кресло цельнолитого прозрачного стекла толщиной 12 мм. Как признается Боэри, в то время ей ужасно надоело проектировать диваны и кресла, поэтому она сказала себе: «Давай-ка сделаем такую модель, которую не будет видно!».

Чини Боэри дизайн фото

Несмотря на эпатажный облик, работы Чини Боэри всегда очень человечны (жесткой геометрии она предпочитает органические скругленные формы). Неслучайно в ее архитектурном наследии так много частных вилл: Casa Rotonda (1967), Сasa nel Bosco (1969), Casa Alzate (1972) и так далее. Проектируя дома, она руководствовалась теми же принципами гибкости и мобильности, которые внедряла в предметный дизайн: «Больше скользящих перегородок, нежели дверей; больше свободного пространства и меньше стен…».

Чини Боэри архитектура фото
Вилла Casa Rotonda.
Чини Боэри архитектура фото
Вилла Casa Rotonda.
Чини Боэри архитектура фото
Вилла La Sbandata, 2003/2004.

Своей программной постройкой она называет виллу Casa Bunker на острове Ла-Маддалена (1967). Мощный неприступный объем как будто врос в каменистый берег, планировка же подчинена новаторской идее: предоставить каждому члену семьи максимум свободы. Центр виллы — общий двор-патио, вокруг которого сгруппированы четыре комнаты, каждая со своим санузлом и отдельным выходом к морю.

Чини Боэри архитектура фото
Вилла Casa Bunker

Ее передовые взгляды не всем были понятны: заказчикам-супругам Боэри предлагала включить в проект вторую спальню; те недоумевали и называли ее «разрушительницей браков». Похоже, и сегодня многие ее замыслы опережают время. Так, в 2010-х она занялась проектом школы будущего с круглыми учебными классами, ломающими привычную иерархию «учитель-ученик», и мобильной мебелью. Атмосфера свободы, считает Боэри, — самая плодотворная, а независимый выбор всегда означает ответственность.

Концентрация красоты у нас в Pinterest