Мартен Баас — самый опасный дизайнер Европы

19 февраля 2024 г.

Мартен Баас — самый опасный дизайнер Европы

 

Мартен Баас (Mаarten Baas) почувствовав образ, сразу же приступает к работе: скручивает, сгибает, ломает и жжет. Он не берет заказы от крупных мебельных производств, глух к советам экспертов, не признает эскизов. И настаивает на том, что его деятельность позитивна.

Мартен Баас родился 19 февраля 1978 года в Арнсберге (Германия). Закончил Академию дизайна в Эйндховене (Design Academy Eindhoven) в 2002 году. И тогда же создал легендарную серию Smoke. Мгновенно эта коллекция черной, поломанной и жженой мебели стала всемирноизвестной.

Успехом отмечены и следующие серии — Clay (2006) и Real Time (2009). В 2009 году Мартен Баас получил титул «Дизайнер года» на выставке Design/Miami. Его работы находятся в крупнейших музейных cобраниях: V&A, MoMa, Rijksmuseum и Музей декоративного искусства в Париже. Неудивительно, что все главные коллекционеры современного дизайна обожают уникаты Бааса: его вещи есть у Бреда Питта, Канье Уэста, Яна Шрагера и Адама Линдеманна. Дизайнер успешно сотрудничает с Louis Vuitton, Swarovski, Dior, Dom Ruinart, Berluti.

Мартен Баас мебель фотоСтул из коллекции Smoke, Moooi. 2002.

«Меня больше всего вдохновляет, когда мои объекты нравятся другим. Я очень ждал этого от SMOKE.
­Думал, что это станут покупать мои соседи,
но никто из них в мою дверь так и не
постучал. Зато про
меня узнали галереи, музейщики и коллекционеры».

«Меня вряд ли назовешь ­пироманом, но мне нравится наблюдать, как огонь уничтожает вещь. А потом она превращается во что-то совершенно новое, не менее красивое, чем раньше. То, что я делаю, по счастливому совпадению, кажется, и есть дизайн. Мой метод похож на приготовление пищи, а вещи — на еду. Вы же не будете есть что-то ровное, прямолинейное и идеальное по форме. Это неприятно. И мне нравятся органические формы, но с трещинкой, с червоточиной.

 

Хорошему повару рецепт не нужен. Он действует по наитию, руководствуется опытом, берет те ингредиенты, что есть под рукой. Я не делаю эскизов, просто придумываю то, что хочу получить, и — за дело. Или объясняю идею своему продюсеру Басу ден Хердеру, и он ищет мне фабрику с нужной техбазой. В коллекции Clay я сам все вылепил из глины, поэтому двух одинаковых предметов нет. Treasure — это вещи, сделанные из отходов мебельного производства.

Мартен Баас мебель фотоCерия стульев и кресел Clay. Металлический каркас, пластик. Ручная работа. 2009.

«Сокровища» выпускались до тех пор, пока фабрика оставляла отходы определенной формы. Я собираю рухлядь по барахолкам и составляю из нее пирамиды. Предметы меняют свое назначение: скрипка становится вешалкой, кресло — полкой. Хаос и беспорядок — вот, без чего я не могу работать. Вообще я очень пунктуальный и обязательный человек — если навожу лоск на своем рабочем месте, буквально через час там снова воцаряется хаос, потому что это самая продуктивная для меня среда.

Мартен Баас мебель фотоDas Pop Light, коллекция потолочных (175 × 270 см) и напольных светильников для Lasvit. 2015.

Мой идеал — ­гараж-мастерская с инструментами, заготовками, деталями, где постоянно что-то подгоняют, затачивают, сколачивают. Поэтому мне нравилось работать в Шанхае, там все переплетено: кустарные мастерские, массовое производство, ­старинные ремесла и хай-тек. Такой колоритной смеси у нас в Голландии уже не встретишь».

Мартен Баас мебель фотоСкладное кресло Beach chair. Проект Nomades для Louis Vuitton. 2015.
Мартен Баас мебель фотоКовер Ciliophora для Nodus. Шерсть. 2015.