Ретроспектива Исаму Ногучи в музее LaM

Исаму Ногучи дизайнер фото
Луиза Даль Вульф, «Портрет Исаму Ногучи», 1955 г. Фото: Центр творческой фотографии, Фонд Университета Аризоны 

Лионский музей LaM в честь своего 40-летия проводит первую во Франции ретроспективу Исаму Ногучи (1904–1988). Этот  выдающийся художник, скульптор и дизайнер XX века сочетал традиционное мастерство с новаторскими концепциями. Именно ему, исследователю современности и неутомимому путешественнику, принадлежит идея преодоления разрыва между искусством, культурами, Востоком и Западом.


По теме: Ора-Ито: мраморный оммаж Исаму Ногучи

Исаму Ногучи дизайн фото
Исаму Ногучи, Leida, 1928
Исаму Ногучи дизайн фото
Исаму Ногучи, Globular, 1928

Ногучи в подростковом возрасте обучался у скульптора Рашмор Гутзона Борглума. В 1927 году он переехал в Париж и стал помощником Константина Бранкузи, а позже подружился с художниками-авангардистами. Он много путешествовал и создавал искусство в самых разных обстоятельствах на протяжении всей своей жизни, став архетипом «тотального художника». Исаму Ногучи рассматривал свои арт-объекты как средство для изучения личности и социальной активности, через объединение людей. Один из фактов его биографии — он добровольно провел некоторое время в Постоне в Аризоне, одном из лагерей для интернированных американцев японского происхождения. Там он стремился улучшить условия жизни заключенных, работая над различными проектами, в том числе парком и зоной отдыха.

В 1930-х годах Ногучи начал углубляться в изучение общественного пространственного дизайна и ландшафта. Он создал игровую площадку из земли, что стало темой его поздних работ в области экологического и садового искусства, в том числе «Сада мира» для новой штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже (представлен в 1958 году).

Исаму Ногучи дизайн фото
Витас Валайтис, «Портрет Исаму Ногучи», 1961
Исаму Ногучи дизайн фото

Ногучи проявлял большой интерес к проектированию функциональных объектов. Самые известные  — это светильники Akari, впервые выпущенные в 1952 году и сделанные из бумаги васи на бамбуковых рамах. Они демонстрируют слияние традиционного японского искусства и современных форм. Исаму Ногучи разрабатывали и различные предметы повседневного обихода, такие как первая электронная радионяня, столы органической формы и футуристические прототипы автомобилей. Ногучи интересовала и связь между скульптурой, пространством и телом, что он выразил в своих совместных работах с театром и танцевальной индустрией.

Исаму Ногучи дизайн фото
Исаму Ногучи, The Inner Stone, 1973

На выставке LaM представлено более 250 экспонатов, в том числе скульптуры, рисунки, объекты дизайна, перформативное искусство и фотографии. Выставка побуждает посетителей заново открыть для себя многогранное творчество художника, оставившего значительный след в истории.

* «Исаму Ногучи: скульптура мира», музей LaM, до 2 июля 2023 года

Исаму Ногучи дизайн фото
Витас Валайтис, «Портрет Исаму Ногучи», 1961. 

Исаму Ногучи дизайн фото
Исаму Ногучи, «Беременная птица», 1958. Архив музея Ногучи

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит