ВХУТЕМАС 100: выставка о том, как начинался российский дизайн

ВХУТЕМАС 100: выставка о том, как начинался российский дизайн

Музей Москвы подготовил масштабную экспозицию «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», которая рассказывает об этом институте как о родоначальнике современных художественных, дизайнерских, архитектурных, текстильных и полиграфических вузов.

Выставка ВХУТЕМАС 100 фото
Студенты ВХУТЕМАСа в мастерской Александра Родченко и Варвары Степановой на Мясницкой улице. 1924. Слева направо: Анастасия Ахтырко, Николай Соболев, Захар Быков, Варвара Степанова, Павел Жигунов. Фотография Александра Родченко. Архив Александра Родченко и Варвары Степановой

В 2020 году празднуется столетие ВХУТЕМАС — Высших художественно-технических мастерских — главного творческого института страны, определившего путь дизайнерского образования в России. Музей Москвы подготовил выставку «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» — первый выставочный проект, в котором в таком масштабе показаны производственные и художественные факультеты, отразившие эксперименты эпохи авангарда.


По теме: Paris Photo 2018: женщинам о женщинах

«Сложность изучения ВХУТЕМАСа состоит в том, что он слишком велик; его немецкий визави Баухаус по количеству студентов и преподавателей был меньше в несколько раз. Подступиться к этой большой теме оказалось непросто, и мы внезапно обнаружили, что оказались в роли первопроходцев. Вроде как все знают ВХУТЕМАС, ассоциируют с ним Родченко, Татлина, Удальцову, Лабаса, Мухину, Штеренберга, Лисицкого, Фаворского, Попову и других, но в действительности не представляют, что там происходило», — комментирует куратор выставки Александра Селиванова.

Выставка ВХУТЕМАС 100 фото
Студенты деревообделачного отделения Дерметфака ВХУТЕИНа делают макеты для курсового проекта “Встроенный шкаф-перегородка с передаточным окном между кухней и столовой”. Слева на фотографии – Борис Соколов. Руководитель Эль Лисицкий. Дерметфак (деревообделочное отделение), ВХУТЕИН. 1929. Фотография Александра Родченко. Архив Александра Родченко и Варвары Степановой

Среди предметов выставки — живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты, макеты, промышленный и графический дизайн, фарфор, текстиль, мебель, созданные студентами ВХУТЕМАСа. Первый раздел посвящен предыстории ВХУТЕМАСа и реформе художественного образования. Второй раздел рассказывает об Основном направлении и его дисциплинах: «Пространство», «Объем», «Графика» и «Цвет».



Значительная часть выставки посвящена производственным факультетам, под каждый выделен отдельный зал: Полиграфический, Текстильный, Керамический, Деревообделочный и Металлообрабатывающий. Архитектурный, Скульптурный и Живописный факультеты также представлены в соответствующих залах. Заключительный раздел экспозиции посвящен расформированию вуза и дальнейшей судьбе его факультетов, вошедших в состав других учебных заведений или организованных как самостоятельные институты.

Выставка ВХУТЕМАС фото
Михаил Тарханов. Практические результаты по набору. Наборная шрифтовая обложка. Курсовая работа. 1924. Коллекция. Л.И. Черткова
Выставка ВХУТЕМАС 100 фото
Ольга и Галина Чичаговы. Обложка спектакля «Хождение по мукам вхутемаски». Литография. 1921.

«Развитие пропедевтической дисциплины «Цвет» проходило в рамках основного отделения живописного факультета на протяжении первых двух лет существования ВХУТЕМАСа, — рассказывает Дарья Сорокина, куратор  пропедевтической дисциплины «Цвет» на выставке «ВХУТЕМАС 100», — И это был очень яркий эпизод, не только в рамках одной дисциплины, но также он был важен и для истории становления школы.

Здесь была внедрена экспериментальная методика, разработанная художниками-представителями новых течений (в основном бубновалетовцами) в только что созданном институте художественной культуры. «Объективный метод» заключался в том, что вся сложность обучения современным живописным тенденциям дробилась на несколько дисциплин, каждая из которых закрывала понимание того и иного художественного аспекта, также каждая из дисциплин представляла собой авторский курс того или иного художника, а студенты должны были проходить данную пропедевтику, переходя из мастерской в мастерскую, от дисциплины к дисциплине.

Выставка ВХУТЕМАС фото
Абрам Дамский. Настольный светильник. 1920-е. Современная реконструкция. Коллекция Московского музея дизайна. 
Выставка ВХУТЕМАС 100 фото
Галина  Чичагова. Проекты костюмов для пантомимы: дисциплины 1, 2, 4, 5, 6, 7 (для дисциплины 3 — не сохранился). 1921. Раскрашенные литографии.
Выставка ВХУТЕМАС 100 фото
Борис Грозевский. Деревянный плакатный шрифт. Дипломная работа (предположительно). 1929. Музей истории полиграфии, книгоиздания и МГУП имени Ивана Федорова

Всего дисциплин-мастерских было восемь, их вели Александр Веснин и Любовь Попова, Александр Осмеркин, Александра Экстер, Иван Клюн, Александр Родченко, Александр Древин, Надежда Удальцова, Владимир Баранов-Россине. Далеко не все студенты понимали и принимали эту систему, ведь многие параллельно и после этого обучения попадали в довольно консервативные, академические мастерские, поэтому — когда в 1922 году было создано общефакультетское основное отделение, дисциплину «Цвет» стали вести лишь Любовь Попова и Александр Веснин.

ВХУТЕМАС 100 фото
Петр Галактионов. Стул и стол из дипломного проекта «Трансформируемое сборно-разборное оборудование для зрительных залов, залов заседаний, столовых, клубных помещений». Руководитель: Александр Родченко. Дерметфак (отделение металлообработки), ВХУТЕИН. 1929. Архив Александра Родченко и Варвары Степановой

Выставка ВХУТЕМАС 100 фото
Николай Рогожин. Мягкий рессорный стул из гнутого дерева. Руководитель курсового проекта Владимир Татлин. Дерметфак (деревообделочное отделение), ВХУТЕИН. 1927-29. 
Выставка ВХУТЕМАС 100 фото
В деревообделочной мастерской ВХУТЕМАСа. Работа студента на фуговальном станке. 1920-е. Фотография Александра Родченко. Архив Александра Родченко и Варвары Степановой

Они разработали программу, ориентируясь как на предшествующий опыт, так и на стремление создавать производственное искусство. Но конфликт со «старой» профессурой не только не сошел на нет, но и усилился с приходом нового ректора — Владимира Фаворского, что привело к тому, что Попова и Веснин были отстранены от преподавания в конце 1923 года. С 1924 года и до закрытия в 1929 году дисциплина «Цвет» была кардинально изменена, теперь она делилась на теоретическую и практическую части. Живописную практику вели художники Константин Истомин и Александр Лабас; теорию вели ученые Николай Федоров и Сергей Кравков, ассистировал им Густав Клуцис, раскрывшийся в этой ипостаси наиболее интересно и многогранно».

ВХУТЕМАС 100 фото
Владимир Татлин со студентами Дерметфака ВХУТЕИНа. Вторая половина 1920-х. Фотография А. Родченко. Архив Александра Родченко и Варвары Степановой

ВХУТЕМАС 100 фото
Захар Быков. Керамическая вариантная плитка (элементы орнамента.). Эскиз. Руководитель: Александр Родченко. Дерметфак (отделение металлообработки), ВХУТЕИН. 1926. Карандаш, гуашь, бумага. Архив Захара Быкова
Выставка ВХУТЕМАС фото
Борис Земляницын. Складной стул для каюты капитана рефрижераторного судна. Руководители дипломного проекта Лазарь Лисицкий и Сергей Чернышев. Дерметфак (деревообделочное отделение), ВХУТЕИН. 1927-28

Выставка ВХУТЕМАС 100 фото
Иван Морозов. Проект универсального трансформирующегося стола. Два положения конфигурации. Руководитель: Александр Родченко. Металлообрабатывающий факультет, ВХУТЕМАС. 1926.

Выставка ВХУТЕМАС фото
Александр Лавинский. Проект избы-читальни. 1925. Из книги «Искусство в быту». Частная коллекция

«Архитектурный факультет был самым революционным во всём ВХУТЕМАСе. Здесь весной 1920 года студенты били античные гипсовые скульптуры с лозунгом «Долой классику», агитируя за новую архитектуру и призывая создать новый тип «коллективной» мастерской, — рассказывает Илья Лапин, куратор архитектурного факультета. — На выставке вы увидите как радикально, всего за несколько лет, поменялась методика преподавания: от копирования греческих и римских памятников до поисковых макетов в глине. Здесь же зародилась школа архитектурного конструктивизма.

Выставка ВХУТЕМАС фото
Александр Галактионов с макетом и деталями своего дипломного проекта «Стандарт оборудования передвижных выставок» (комплект сборно-разборного оборудования из стандартных конструктивных элементов). Руководитель Александр Родченко. Дерметфак (отделение металлообработки), ВХУТЕИН. 1929. Фотография. Архив Александра Родченко и Варвары Степановой

Выставка ВХУТЕМАС 100 фото
Георгий Крутиков. Летающий город. 1928. Коллекция Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Выставка ВХУТЕМАС фото
Архитектура ВХУТЕМАС. Работы архитектурного факультета 1920 –1927. М.: Издание ВХУТЕМАСа, 1927. Российская Государственная Библиотека
Выставка ВХУТЕМАС фото
Александр Куровский. Курсовая работа 5 курса «Типография в Москве». Мастерская Алексея Щусева. Журнал «Современная архитектура», 1926. Российская Государственная Библиотека

На производственных практиках студенты изучали устройство кинофабрик, хлебозаводов, цехов. Функциональная целесообразность, логика и расчет, присущие промышленной архитектуре, легли в основу нового течения, которое вскоре стало доминировать по всей стране. В авторских описаниях своих проектов, которые будут на стендах в экспозиции, ученики архфака говорили о строительстве быта нового времени, быстрого и прагматичного».

Стоит ли говорить, что архфак ВХУТЕМАСа опередил свое время? Центром экспозиции станет «Летающий город» студента Георгия Крутикова, парящий в космическом пространстве. Посетители выставки также увидят  концепцию полностью программируемого алгоритмами города, растворяющегося в природе санатория, узнают, что проектировали студенты на месте Храма Христа Спасителя и многое другое».

• Выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», Музей Москвы, с 4 ноября 2020 по 7 февраля 2021.

Будьте в курсе первыми с нашим Facebook