ВХУТЕМАС 100: выставка о том, как начинался российский дизайн
27 января 2021 г.
Музей Москвы подготовил масштабную экспозицию «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», которая рассказывает об этом институте как о родоначальнике современных художественных, дизайнерских, архитектурных, текстильных и полиграфических вузов.В 2020 году празднуется столетие ВХУТЕМАС — Высших художественно-технических мастерских — главного творческого института страны, определившего путь дизайнерского образования в России. Музей Москвы подготовил выставку «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» — первый выставочный проект, в котором в таком масштабе показаны производственные и художественные факультеты, отразившие эксперименты эпохи авангарда.
По теме: Paris Photo 2018: женщинам о женщинах
«Сложность изучения ВХУТЕМАСа состоит в том, что он слишком велик; его немецкий визави Баухаус по количеству студентов и преподавателей был меньше в несколько раз. Подступиться к этой большой теме оказалось непросто, и мы внезапно обнаружили, что оказались в роли первопроходцев. Вроде как все знают ВХУТЕМАС, ассоциируют с ним Родченко, Татлина, Удальцову, Лабаса, Мухину, Штеренберга, Лисицкого, Фаворского, Попову и других, но в действительности не представляют, что там происходило», — комментирует куратор выставки Александра Селиванова.
Среди предметов выставки — живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты, макеты, промышленный и графический дизайн, фарфор, текстиль, мебель, созданные студентами ВХУТЕМАСа. Первый раздел посвящен предыстории ВХУТЕМАСа и реформе художественного образования. Второй раздел рассказывает об Основном направлении и его дисциплинах: «Пространство», «Объем», «Графика» и «Цвет».
Значительная часть выставки посвящена производственным факультетам, под каждый выделен отдельный зал: Полиграфический, Текстильный, Керамический, Деревообделочный и Металлообрабатывающий. Архитектурный, Скульптурный и Живописный факультеты также представлены в соответствующих залах. Заключительный раздел экспозиции посвящен расформированию вуза и дальнейшей судьбе его факультетов, вошедших в состав других учебных заведений или организованных как самостоятельные институты.
«Развитие пропедевтической дисциплины «Цвет» проходило в рамках основного отделения живописного факультета на протяжении первых двух лет существования ВХУТЕМАСа, — рассказывает Дарья Сорокина, куратор пропедевтической дисциплины «Цвет» на выставке «ВХУТЕМАС 100», — И это был очень яркий эпизод, не только в рамках одной дисциплины, но также он был важен и для истории становления школы.
Здесь была внедрена экспериментальная методика, разработанная художниками-представителями новых течений (в основном бубновалетовцами) в только что созданном институте художественной культуры. «Объективный метод» заключался в том, что вся сложность обучения современным живописным тенденциям дробилась на несколько дисциплин, каждая из которых закрывала понимание того и иного художественного аспекта, также каждая из дисциплин представляла собой авторский курс того или иного художника, а студенты должны были проходить данную пропедевтику, переходя из мастерской в мастерскую, от дисциплины к дисциплине.
Всего дисциплин-мастерских было восемь, их вели Александр Веснин и Любовь Попова, Александр Осмеркин, Александра Экстер, Иван Клюн, Александр Родченко, Александр Древин, Надежда Удальцова, Владимир Баранов-Россине. Далеко не все студенты понимали и принимали эту систему, ведь многие параллельно и после этого обучения попадали в довольно консервативные, академические мастерские, поэтому — когда в 1922 году было создано общефакультетское основное отделение, дисциплину «Цвет» стали вести лишь Любовь Попова и Александр Веснин.
Они разработали программу, ориентируясь как на предшествующий опыт, так и на стремление создавать производственное искусство. Но конфликт со «старой» профессурой не только не сошел на нет, но и усилился с приходом нового ректора — Владимира Фаворского, что привело к тому, что Попова и Веснин были отстранены от преподавания в конце 1923 года. С 1924 года и до закрытия в 1929 году дисциплина «Цвет» была кардинально изменена, теперь она делилась на теоретическую и практическую части. Живописную практику вели художники Константин Истомин и Александр Лабас; теорию вели ученые Николай Федоров и Сергей Кравков, ассистировал им Густав Клуцис, раскрывшийся в этой ипостаси наиболее интересно и многогранно».
«Архитектурный факультет был самым революционным во всём ВХУТЕМАСе. Здесь весной 1920 года студенты били античные гипсовые скульптуры с лозунгом «Долой классику», агитируя за новую архитектуру и призывая создать новый тип «коллективной» мастерской, — рассказывает Илья Лапин, куратор архитектурного факультета. — На выставке вы увидите как радикально, всего за несколько лет, поменялась методика преподавания: от копирования греческих и римских памятников до поисковых макетов в глине. Здесь же зародилась школа архитектурного конструктивизма.
На производственных практиках студенты изучали устройство кинофабрик, хлебозаводов, цехов. Функциональная целесообразность, логика и расчет, присущие промышленной архитектуре, легли в основу нового течения, которое вскоре стало доминировать по всей стране. В авторских описаниях своих проектов, которые будут на стендах в экспозиции, ученики архфака говорили о строительстве быта нового времени, быстрого и прагматичного».
Стоит ли говорить, что архфак ВХУТЕМАСа опередил свое время? Центром экспозиции станет «Летающий город» студента Георгия Крутикова, парящий в космическом пространстве. Посетители выставки также увидят концепцию полностью программируемого алгоритмами города, растворяющегося в природе санатория, узнают, что проектировали студенты на месте Храма Христа Спасителя и многое другое».
• Выставка «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», Музей Москвы, с 10 ноября 2020 по 10 апреля 2021.