История автопортрета: обманщик Ясумаса Моримура

История автопортрета: обманщик Ясумаса Моримура

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина продолжает показывать экстравагантное современное искусство. Героем новой выставки стал японский художник Ясумаса Моримура. Ключевая тема — трансформации знаменитых полотен, написанных великими мастерами в разные эпохи и в разных странах. 

Ясумаса Моримура. История искусства в автопортретах. Рука — другое лицо Дюрера. 2016. Фотография, цветная печать. Собрание автора ©Yasumasa Morimura.

Если вы любите искусство братьев Чепменов, Синди Шерман или Владика Мамышева-Монро, произведения Моримуры понравятся вам наверняка. Он такой же апроприатор, мастер присваивать все, что ему понравилось в истории искусства. Более того, он умеет красиво одеться и загримироваться до неузнаваемости и полного перевоплощения. Неслучайно двадцать лет назад культовый лондонский галерист Чарльз Саатчи пришел в восторг от его серии 1996 года Selа-portrait, в которой японец преображался то в Мерлин Монро, то в Брижит Бордо, то в Грету Гарбо, то в Ингрид Бергман.

Ясумаса Моримура. История искусства в автопортретах. Комната ван Гога. 2016. Фотография, цветная печать. Собрание автора ©Yasumasa Morimura.

Ясумаса Моримура любит женские образы. Неслучайно мексиканской художнице в экспозиции отведена особая роль. Этот раздел называется «Внутренний диалог с Фридой Кало».

Ясумаса Моримура. Внутренний диалог с Фридой Кало: Венок и слезы (цветочное тондо). 2001. Струйная печать, цветочный венок. Собрание автора ©Yasumasa Morimura.

Целый зал посвящен знаменитому полотну «Менины» прославленного испанского художника XVII века Диего Веласкеса. В зале «XX столетие – век автопортрета» собраны оригинальные интерпретации на тему произведений Марселя Дюшана, Энди Уорхола, Синди Шерман. Досталось от Моримуры и великому Рембрандту. Большая серия «Лица Рембрандта» демонстрирует авторское прочтение живописных автопортретов великого голландца. Фотографии, вдохновленные офортами Рембрандта, будут показаны в Итальянском дворике главного здания музея. Там же представлены 12 работ серии «Новые «Капричос», созданные по мотивам одноименного цикла офортов Франсиско Гойи.

Ясумаса Моримура. Автопортрет в образе блудного сына, 1635. 1994. Фотография. Цветная печать на холсте. Музей современного искусства Хара (Токио, Япония) ©Yasumasa Morimura.

Стоит ли говорить о том, что персонажи, тронутые художественным воображением Моримуры, все как один становятся немного японцами на вид. Иначе и быть не могло.

Ясумаса Моримура. История искусства в автопортретах. Ван Эйк в красном тюрбане. 2016. Фотография, цветная печать. Собрание автора ©Yasumasa Morimura.

Выставка не маленькая: в Москве собрано более 80 работ из собрания Национального музея искусств Осаки, Музея современного искусства Хара в Токио, Национального музея современного искусства Киото, а также работы, принадлежащие самому Ясумасе Моримуре. • Выставка «Ясумаса Моримура. История автопортрета» открыта до 9 апреля 2017