Поль Розенберг: жизнь легендарного маршана

Поль Розенберг: жизнь легендарного маршана
П. Пикассо. Портрет Поля Розенберга, 1918–1919. Частная коллекция. © Succession Picasso - SABAM Belgium 2016

Выставка Rue La Boеtie, 21, посвященная продавцу искусства Полю Розенбергу, стала настоящим событием европейской музейной жизни. 

Биографию Поля Розенберга, одного из самых выдающихся маршанов первой половины XX века, описала в своей книге его внучка, красавица Анн Синклер, известный политический журналист, жена скандально известного французского политика Доминика Стросс-Кана. А жизнь его, представленная на фоне политических и социальных катаклизмов Европы, годы, полные драматичных событий и головокружительных коллизий, — идеальный сценарий для Стивена Спилберга.

П. Пикассо. Семья Соле. Холст, масло. 1903. Музей современного искусства в Льеже. Картина была куплена в собрание музея на аукционе «дегенеративного искусства» в Люцерне. © Succession Picasso - SABAM Belgium 2016

Поль Розенберг одновременно был и другом знаменитых художников, и предприимчивым продавцом их искусства. Он продолжал традицию маститых парижских дилеров, открывавших миру великих художников и существенно повлиявших на ход истории искусства. Среди его предшественников были Поль Дюран-Рюэль, легендарный продавец импрессионистов, Амбруаз Воллар, а также французский галерист немецкого происхождения, историк искусства и писатель Даниель-Анри Канвейлер. После вынужденного отъезда из Франции Канвейлера кубисты перешли к братьям Розенбергам.

Ж. Брак. Лежащая обнаженная, 1935. Холст, масло. © SABAM Belgium 2016 / © Photo : Collection David Nahmad, Monaco

Искусство художников-импрессионистов продавал отец Розенберга. Его брат, Леонс Розенберг, начал продвигать искусство кубистов, но без особого коммерческого успеха. Поль оказался более удачливым. Галерея на рю ла Боэси 21 появилась в 1910 году. Когда в пул Розенберга попали Пикассо и Брак, Розенберг решил разделить периоды: на первом этаже он экспонировал импрессионистов, на втором — авангардистов. Таким образом, посетители и потенциальные покупатели видели сначала что-то знакомое и постепенно переходили к искусству  смелому и экстраординарному.

Ф. Леже. Обед. Холст, масло. 1921-1922. MoMA © SABAM Belgium 2016 Digital image © (2016) The Museum of Modern Art / Scala, Florence

Поль Розенберг обладал не только чутьем на перспективных художников, он выработал рациональные основы торговли искусством. Прежде всего, он полагался на систематичность анализа. Все продажи были зафиксированы в книгах учета, эти записи позволяли маршану анализировать, опираться на точные данные и прогнозировать будущее, а также направлять художников. Так, например, Браку он советовал чаще вводить женские образы, а Пикассо рекомендовал «ходовые» форматы. Розенберг не жалел сил на кропотливую работу с клиентурой, умно и очень эффективно рекламировал творчество своих протеже.

П. Пикассо. Натюрморт с античной головой, 1925. © Service de la documentation photographique dau MNAM - Centre Pompidou, MNAM-CCI / Dist. RMN-GP © Succession Picasso - SABAM Belgium 2016

Со всеми художниками маршан подписывал контракты и поставил ценообразование на рациональную основу. В период между двумя войнами все художники – Пикассо, Брак, Леже, Лорансен, Матисс — имели возможность регулярно выставляться, так как Розенберг ежемесячно менял экспозицию в галерее и устраивал громкие вернисажи.

П. Гоген. Колдун с Хива-Оа. 1902. © MAMAC, Liège Classé Trésor par la Fédération Wallonie-Bruxelles le 23 novembre 2010

Особое место на выставке отведено 1930-м годам. Целый раздел посвящен истории позорной мюнхенской выставки «Дегенеративного искусства» 1937 года:  работы авангардистов (в том числе, и тех, с кем работал Поль Розенберг), собранные по музеям Германии. По разным подсчетам от 16 до 20 тыс. произведений было изъято из музейных собраний, частично сожжено, частично распродано. 

А. Матисс. Полостатое платье. 15 и 16 января 1938. Albertina, Vienne Baltiner Collection © Succession H. Matisse - SABAM Belgium 2016

Полотна, принадлежавшие Розенбергу, оказались и на знаменитом аукционе в Люцерне в 1939 году. Розенберг не только стал свидетелем поворотного момента в истории искусства, но и самым символичным образом стал участником исторического процесса. 

А. Матисс. Женщина в синем платье перед камином. Холст, масло, 1937. Collection privée © Succession H. Matisse - SABAM Belgium 2016

Его знаменитая галерея на улице Боэция 21 (Рю ла Боэси, 21) во время оккупации Парижа была превращена в центр антисемистской пропаганды: именно здесь с мая 1941 года располагался «Институт по изучению еврейских вопросов». Сам Розенберг с семьей смог выехать из страны через Португалию в США. Часть работ он смог взять с собой, часть была спрятана в Марселе, большое количество прошло через сортировочный пункт, организованный в зале «Мучеников» галереи Jeu de Paume.  

Поль Розенберг в конце 1930-х годов с картиной Матисса. © Archives Paul Rosenberg New York / MoMA © DR
M. Лорансен. Репетиция, группа женщин, 1936 © Fondation Foujita / SABAM Бельгия, 2016.
M. Лорансен. Две испанки, 1915. Crédit : Collection particulière © Fondation Foujita / SABAM Belgium 2016 Photo : Christian Baraja, Studio SLB
П. Пикассо. Женщина в зеленом, 1909. Credit : Collection Van Abbe museum, Eindhoven, The Netherlands © Succession Picasso - SABAM Belgium 2016 Photo: Peter Cox, Eindhoven, The Netherlands

На выставке собрано около 60 работ, так или иначе связанных с деятельностью Поля Розенберга и в Париже и, после эмиграции, в Нью-Йорке, где маршан продолжил деятельность, открыв галерею сначала на 57-й улице, а потом на 79-й. 

Поль Розенберг показывает картину Ренуара писателю Сомерсету Моэму. © Archives Paul Rosenberg New York / MoMA © DR

Главное достоинство выставки — пронзительный рассказ о драматичных событиях ХХ века и ряд первоклассных произведений всех подопечных Поля Розенберга — Пикассо, Брака, Леже, Лорансена, Матисса.  • Выставка Rue La Boetie, 21 открыта в Музее изобразительного искусства Ла Бовери в Льеже до 29 января 2017, в Музее Майоля в Париже — со 2 марта до 23 июля 2017.