SOUND UP — это новый звук и новые идеи. Каждый месяц на лучших площадках Москвы выступают композиторы и исполнители, создающие музыку, которая не вписывается в рамки ни одного из стилей, существуя на стыке акустических и электронных экспериментов. На своем пятом концерте, который пройдет 8 сентября в театре «Мастерская Петра Фоменко», SOUND UP представит проект Field Rotation немецкого композитора Кристофа Берга (Christoph Berg) и Алексея Айги, вместе с Ансамблем «4’33”» .
У Алексея Айги, назвавшего свой ансамбль в честь исторической пьесы Джона Кейджа, много энергии и веселья. «4’33”», созданный Алексеем 22 года назад, начал с исполнения чужой музыки — играли американских авангардистов и Владимира Мартынова — но быстро переключился на сочинения единственного композитора, по совместительству лидера ансамбля и его первой скрипки. Музыканты одними из первых стали озвучивать немые фильмы, предвосхитив моду, возникшую в нулевых. Записывались с французским инженером музыкальных машин Пьером Бастьеном, с джазовой певицей Миной Агосси и с московским техно-диджеем Антоном Кубиковым.
Интерпретировали Фрэнка Заппу и джемовали с фолк-певицами из Ансамбля Покровского. Его знают как автора вальсов к «Стране глухих» и экспрессивных симфонических пост-рок-поэм Hard Disc. Чувством юмора и мастерством Алексей Айги близок к гениальному музыкальному вольнодумцу, создателю «Поп-механики» Сергею Курехину. Недаром любимый проект Айги последних лет — это исполнение сумасшедших курехинских сочинений с максимальным уважением к первоисточнику, вместе с участниками «Поп-механики» и постепенным увеличением градуса абсурда на сцене.
В рамках сентябрьского SOUND UP Алексей Айги вместе с «4’33”» исполнит свои избранные произведения. В программе известные пьесы, величайшие хиты и совершенно неизвестные композиции. Как минимум, состоится одна премьера сочинения, написанного для ансамбля «4’33”» и расширенной струнной группы.
Проект Field Rotation был создан в 2008 году. Экспериментируя с элементами классики и электроники, в своих минималистичных саундреках Кристоф Берг соединяет звуковые ландшафты и электроакустику. Трепетная камерная музыка берлинского скрипача и пианиста уводит слушателя в воображаемые пейзажи, отпечатки которых возникают в его Instagram. Он полон захватывающих снимков из разных уголков света. Кристоф Берг фиксирует не предметы, ландшафты или достопримечательности, а пытается поймать в кадр материи неуловимые: рассветы и закаты, игру солнечных лучей, туман или мелкую рябь волны. Придерживаясь логики Брайана Ино, Кристоф Берг понимает музыку не как историю, рассказ или действие, а как среду, в которой люди могли бы жить как в лучшем мире. Или как в грезах.
Последний альбом Fatalist: The Repetition of History (2013), заслуживший сравнения с Максом Рихтером, вырос из идеи Кристофа Берга, записать композиции, которые помогли бы ему избавиться от бессонницы. Берг слой за слоем настилал кольца скрипичных и фортепьянных созвучий, но все-таки под Field Rotation не уснешь — где-то глубоко под толстыми мягкими перинами звуков в них трепещет энигматичный бас, возвращающий к реальности.