Русский кинетизм на выставке в Санкт-Петербурге

Русский кинетизм на выставке в Санкт-Петербурге

Кинетический объект «Химия». 1967.

Один из самых важных проектов в истории современного искусства в России показывают в Санкт-Петербурге.  В ЦВЗ Манеж открыта выставка «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России». 400 (!) экспонатов, произведения 80 художников-кинетистов собраны совместно с Третьяковской галереей и Русским музеем.


По теме: Дейнека и Самохвалов: соцреализм на выставке в Санкт-Петербурге

Кинетическое искусство основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства. Объекты часто представляют собой движущиеся установки — «мобили».

Александр Родченко. Пространственная конструкция №10. 1920–1921. Реконструкция Александра Лаврентьева

Считается, что кинетизм зародился в 1920-30-х. Опыты создания динамической пластики встречаются в футуризме, дадаизме, Баухауcе, русском конструктивизме. Владимир Татлин создал  «Памятник III Интернационала» (башню Татлина) — проект строительства 400-метровой металлической стержневой наклонной башни, спирально суживающейся по мере движения вверх. Четыре внутренних объема должны были вращаться с разной скоростью (нижний — один оборот в год, второй — оборот раз в месяц, третий — раз в день, четвертый — раз в час).  Одним из первых идеи кинетического искусства применил Наум Габо в «Стоящей волне» (1920), связав кинетическое искусство с конструктивизмом.

Константин Юон. Люди будущего. 1929. Тверская картинная галерея.

Расцвет кинетизма в мировом искусстве пришелся на 1950-60-е (тогда же родился и термин). Художники использовали движение, свет, звук и даже запах: получили известность мобили Колдера, саморазрушающиеся композиции Тэнгели, кибернетические башни Шоффера. Первым произведением кинетического искусства часто называют «Велосипедное колесо» Марселя Дюшана (1913).

Александр Пушкарев. Красная стрела. 1985

Как кинетизм развивался в послевоенной России? По мнению куратора Юлии Аксеновой, «кинеты» не только были художниками, но реализовывали свои творческие замыслы в сфере дизайна, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Они рассматривали искусство как лабораторию для генерации «альтернативной реальности».

Наталия Прокуратова. Линеарное пространство. 1969

Выставочный проект состоит из четырех разделов: «Лаборатория зрения», «Лаборатория искусствометрии», «Лаборатория среды» и «Лаборатория синестезии». Это мобили, скульптуры, живопись, графика, коллажи, фото, видео, звуковые и световые инсталляции, интерактивные объекты… Экспозиция движется, дергается, мигает, скрипит, звякает, свистит.

Вячеслав Колейчук. Крылья. Пейзаж с маяком. 1985. Коллаж. Государственный Русский музей.

Сокуратор выставки Анна Колейчук в рамках выставки рассказывает о творчестве своего отца Вячеслава Колейчука (1941-2018) — художника и изобретателя, одного из главных героев кинетизма в отечественном искусстве. Среди его изобретений — самонапряженные конструкции, квазикомпьютерная графика, кинетические объекты с иллюзорным движением, невозможные фигуры, звуковые объекты, пространственные конструкции и минимальные структуры.

Вячеслав Колейчук. © ММОМА

«Под движением он понимал использование освещения объектов, звука, цветомузыки. Как бы сейчас сказали, это междисциплинарное искусство», — говорит Анна.

• Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России, ЦВЗ Манеж, Санкт-Петербург, 14 февраля — 29 марта 2020