Christie’s объявил топ-лот осенних русских торгов

Николай Фешин (1881-1955) «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо», 1917. Холст, масло, 71,8 x 67,3 см. Эстимейт: 2–3 млн ф. ст.

Аукционный дом Christie’s объявил топ-лот осенних русских торгов, которые состоятся 25 ноября 2019 в Лондоне. Это написанная в 1917 году картина Николая Фешина (1881–1955) «Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо» из собрания семьи художника. Картина предлагается на продажу впервые с момента своего создания. Она оценена экспертами Christie’s в 2–3 млн ф. ст.

По теме:  Русские торги Christie’s в Лондоне

Родившийся в Казани Николай Фешин после окончания петербуржсой Академии художеств поступил в мастерскую Ильи Репина. В 1908 году Фешин вернулся в Казань, где начал работать штатным преподавателем Казанской художественной школы. Среди его учеников была Надежда Сапожникова, ставшая близким другом художника. Она приобрела большое количество работ Фешина, включая выполненные по ее собственному заказу. Начиная с 1909 года, Фешин принимал участие в международных выставках в Европе и США, где познакомился с влиятельным американским коллекционером Уильямом Стиммелем (1864-1930). 

Работы Фешина казанского периода, предшествовавшего отъезду художника за границу в 1923 году, представляют собой пик его творчества. Именно тогда он нашел свой собственный уникальный стиль, сочетающий в себе элементы реализма, импрессионизма и экспрессионизма. К числу произведений этого периода относятся: «Портрет Надежды Сапожниковой» (Sotheby’s, продан за 3 650 900 ф. ст.); «Дама в розовом (Портрет Н. Подбельской)» из собрания Стиммеля; «Портрет мадемуазель Подбельской» (Christie’s, продан за 2 057 250 ф. ст.).

Николай Фешин. Архивная фотография 1910-х годов.

«Дама за маникюром. Портрет мадемуазель Жирмо» написан в 1917 году, когда история России изменилась самым радикальным образом. «Люди, вдохновленные идеалами, взялись перестраивать страну, торопясь разрушить старое, не имея ни физических сил, ни необходимых знаний для изменения старого ради незнаемого нового…, — писал художник. — Во время самого первого года революции новое здание КХШ [Казанской художественной школы] было лишено центрального отопления. Толстые каменные стены промерзли насквозь, а холод внутри был непереносимым… Мы рисовали и писали в пальто, варежках и валенках…».

На картине изображена девушка — воплощение cоблазнительного образа бельэпок. Сидя вполоборота мадемуазель не обращает внимание на зрителей; она, кажется, знает, что на нее смотрят, но сознательно игнорирует этот факт. Фигура окутана лучами света, которые играют на медном сервизе и фруктах позади нее. Живописная рсокошь полотна резко контрастирует с реалиями времени: как будто игнорируя обстановку в революционной России, мадемуазель Жирмо целиком занята исключительно самой собой.  

Аукционный дом Christie’s ежегодно устраивает более 350 торгов в 80 категориях.  Представительства открыты в 46 странах. В 2019 году департамент русского искусства Christie’s отмечает свой 50-летний юбилей. Уникальность департамента заключается в том, что он работает с самыми разными произведениями от живописи до советского фарфора. Русские торги Christie’s проводятся дважды в год в Лондоне – в июне и ноябре. 

Аукционистам Christie’s принадлежит рекорд на самое дорогое произведение русской живописи, когда-либо проданное на торгах («Супрематическая композиция» Казимира Малевича, 85 812 500 долл.) и на самое дорогое произведение живописи, проданное на русских торгах («Натюрморт с сиренью» Кузьмы Петрова-Водкина, 9 286 250 ф. ст.).