Розмари Трокель: каково быть тем, кем ты не являешься?

23 сентября 2019 г.

Розмари Трокель. Без названия. 1978. Фломастер, бумага © VG Bild-Kunst. Фото: Бернхард Шауб

Впервые в Москве открыта выставка Розмари Трокель. Она организована Мультимедиа Арт Музеем при поддержке Института связей с зарубежными странами в Штутгарте и Гете-Института. Куратор: Гудрун Инбоден.

Немецкая художница Розмари Трокель (р. 13 ноября 1952) — одна из самых коммерчески успешных в мире: в 2012 году ее картина продана на ярмарке Art Basel за 1 млн долларов, а в 2014 году на аукционе Sotheby’s — почти за 5 млн. Закончив учебу в Высшей академии изящных искусств в Кельне, Трокель занялась самыми разнообразными жанрами совремнного искусства. графикой, видео, иллюстрацией, скульптурой, инсталляциями. На всех этапах работы Трокель создает рисунки — это эскизы, наброски, а также записи наблюдений и идей. Рисунок представляет собой отдельное направление в ее искусстве. 

Розмари Трокель. Без названия. 1996. Акрил, бумага. © VG Bild-Kunst. Фото:Бернхард Шауб

Она воспроизводит керамику, книги, одежду, мебель. Однако известность ей принесли вязаные крупноформатные полотна из разноцветной шерсти. Трокель  доводит до абсурда клише о связи женского искусства с тихими ремесленными практиками и машинным трудом. Ее целью было возвести дамское рукоделие в жанр высокого (мужского) искусства.

Розмари Трокель. Courtesy Museum Ludwig

В 1990 году Трокель создала шедевр «Рисующую машину» — конструкцию, напоминающую ткацкий станок. Он приводил в движение 56 кисточек из прядей волос художников-мужчин. Рисунки этой машины Трокель также выставляет.

Розмари Трокель. Без названия (Рисующая машина). 1990. Машина: железо, ДСП, войлок, кисточки и др. © VG Bild-Kunst. Фото: Бернхард Шауб

Наряду с критическим запалом, Трокель подбирает ироничную и юмористическую форму для самого серьезного интеллектуального наполнения.  Ей удается высветить предрассудки, с которыми женщины сталкиваются как в обществе в целом, так и сфере искусства.

Розмари Трокель. Без названия. 1988. Гуашь, бумага. © VG Bild-Kunst. Фото: Бернхард Шауб.

Рукописная заметка на листе бумаги А6 спрашивает: «Каково быть таким, какой ты есть?»Работа «Пока коровы не вернутся домой» (2016) в оттенке, напоминающем International Klein Blue Ива Кляйна, связана вручную долголетним сотрудником Трокель, Хельгой Сентпетери. Еще один протест против места женщины в современном мире (например, на кухне) выражен в работе «Без названия» (1990). На женщину смотрят четыре конфорки кухонной плиты. 

«Я никогда ничего не готовила за всю свою жизнь, и лично я ничего не связала», — признается она. Как отмечает историк искусства Энн Вагнер в эссе 2001 года: «Трокель ставит наши предположения о сходстве и связях под иронический и вызывающий сомнения вопрос, который в свою очередь вызывает стресс».

В эту эпоху растущей поляризации и бинарности есть несколько, возможно, наиболее срочных направлений исследований. Итак, каково быть тем, кем ты не являешься?

Розмари Трокель. Сиеста. 2000. Акрил, карандаш, бумага © VG Bild-Kunst. Фото: Бернхард Шауб.

Выставка Розмари Трокель является частью программы монографических выставок Институтa связей с зарубежными странами в Штутгарте, куда входили проекты, посвященные Зигмару Польке, Георгу Базелицу и Герхарду Рихтеру. • Розмари Трокель, Мультимедиа Арт Музей, Москва, 18 сентября – 17 ноября