Ретроспектива Марка Ротко в Вене

Марк Ротко с дочерью Кейт. 1950-е. © 2016 Kate Rothko Prizel und Christopher Rothko

Впервые в Австрии подготовлена ретроспектива американского художника-абстракциониста Марка Ротко (1903–1970). В Музее истории искусств в Вене можно увидеть, в числе прочих, и картины из семейной коллекции, которые редко выставляются на публике.

Тинторетто и Тициану пришлось уступить залы опьяняющим краскам Марка Ротко. Три зала и два кабинета на первом этаже Kunsthistorisches Museum (KHM) заняты работами американского абстракциониста в течение четырех месяцев. 

Марк Ротко. Портрет Мэри. 1938/39 © 1998 Kate Rothko Prizel and Christopher Rothko/Bildrecht Wien, 2019

Выставку было нелегко организовать, говорит Джаспер Шарп, куратор выставки KHM и специалист по современному искусству в доме, в основном из-за непомерных страховых сумм. С 1990-х годов рынок Ротко неуклонно растет. Последние аукционные эстимейты исчисляются суммами в 80 млн долларов. Многие работы были проданы частным коллекционерам, которые, опасаясь, что хрупкие поверхности картин могут быть повреждены, категорически исключают их перемещение.

Марк Ротко. A Last Supper, 1941. © 1998 Kate Rothko Prizel and Christopher Rothko/Bildrecht Wien, 2019 © Collisart, LLC, New York

С 1990-х годов рынок Ротко неуклонно растет. Последние аукционные эстимейты на его работы исчисляются суммами в 80 млн долларов.

В настоящее время выставка насчитывает 46 произведений (из более чем 800 картин Ротко), множество ключевых работ, но лишь немногие из известных работ 1950-х годов, которые считаются самыми лучезарными, красочными и радостными. 

Выставка построена хронологически, начиная с фигуративных композиций 1930-х до абстракций 1950–1960-х, благодаря которым Марк Ротко получил мировую известность. Отдельный зал посвящен панно для ресторана Four Seasons в небоскребе Сигрем-билдинг, построенным по проекту Миса ван дер Роэ в Нью-Йорке. С этими произведениями связана одна важная в биографии Ротко история. Отправившись на ужин в этот ресторан со своей женой Мелл, художник обнаружил помпезную среду с шумной аудиторией: атмосфера, совершенно не подходящая для духа его абстрактных работ, которые вместо этого требовали бы тихого созерцания. Поэтому он решил выйти из проекта, вернув всю сумму аванса. В итоге серия панно была выставлена в трех таких важных местах, как Галерея Тейт в Лондоне, Мемориальный музей Кавамуры в Японии и Национальная галерея искусств в Вашингтоне.

Марк Ротко, Untitled, 1948 © 1998 Kate Rothko Prizel and Christopher Rothko/Bildrecht Wien, 2019

Куратор Джаспер Шарп, который подготовил показ вместе с сыном художника Кристофером Ротко, сравнивает живопись Ротко с музыкой по силе эмоционального воздействия. 

Марка Ротко, Untitled, 1954 © 1998 Kate Rothko Prizel and Christopher Rothko/Bildrecht Wien, 2019

Марка Ротко называют художником «нью-йоркцев», суровым и аскетичным мастером цвета. Он работал днем ​​и ночью и был одним из тех художников, которые практически жили в своих мастерских. Он искал в своей картине больше, чем просто эмоциональность, полагая, что картина — это квази-религиозный опыт, своего рода метафизическое озарение.

Марк Ротко, No. 16 (Red, White and Brown), 1957 © 1998 Kate Rothko Prizel and Christopher Rothko/Bildrecht Wien, 2019; Foto © Kunstmuseum Basel

«Картина — это не изображение опыта, она сама – опыт», — сказал Ротко. Он создал изображения, которые, по-видимому, поразительно отражают эмоциональное состояние человека, наблюдающего за этим.

• Марк Ротко, Музей истории искусств, Вена, до 30 июня