Соц-арт Комара и Меламида в ММОМА

Соц-арт Комара и Меламида в ММОМА

Московский музей современного искусства (MMOMA) и фонд Шалвы Бреуса — Международный культурный фонд BREUS Foundation — подготовили первую в России ретроспективу Виталия Комара (р. 1943) и Александра Меламида (р. 1945).

Куратор Андрей Ерофеев представляет «персонаж Komar & Melamid» и более 20 программных произведений, сделанных с 1972 по 2003 год, когда творческий дуэт художников распался.

Komar & Melamid возник в искусстве, по мнению куратора, чтобы разрушить в СССР монополию соцреализма, на Западе — дискредитировать модернизм. Подобно тому как художники поп-арт реагировали на перепроизводство рекламы, Комара и Меламид откликались «на перепроизводство идеологии в СССР» и основали новый стиль — соц-арт.

Виталий Комар и Александр Меламид. Двойной автопортрет 1972. Авторский повтор 1984.

По жанру выставка напоминает сборник цитат, извлеченных из ключевых и самых известных проектов художников. Дизайн экспозиции Ирина Корина и Илья Вознесенский продумали как театральные инсталляции, чтобы облегчить восприятие современного зрителя, который сегодня, в 2019 году, далек от реалий 1970-80-х годов или вовсе не знаком с ними. 

Виталий Комар, Александр Меламид. Живопись, 1983.

Масштабная экспозиция занимает 16 залов — весь второй этаж музея на Петровке 25. Каждому залу соответствует отдельный проект, дополненный брошюрой-путеводителем. Выставка поделена на два раздела — советский период и американский. В первом есть коммуналки, «красные уголки» и московские рынки — работы «Не болтай», «Двойной автопортрет в виде Ленина и Сталина», «Пачка сигарет «Лайка». Второй тематический раздел связан с дискредитацией модернизма  — «Живопись слонов», «Transstate» и др. Ключевым элементом стало воссоздание знаменитой выставки Комара и Меламида «Монументальная пропаганда» (1992) и работа «Мавзолей» с бегущей строкой.

Художники познакомились в морге Института физкультуры в 1963-м. После окончании МВХПУ (бывш. Строгановское училище) оба преподают в школе и подрабатывают художниками-оформителями. Их первая совместная выставка «Ретроспективизм» состоялась в кафе «Синяя птица» в Москве (1967), а летом 1972 года возникла идея создания серии картин на тему «Соц-арт». После ее реализации Комар и Меламид начинают готовить «Манифест соц-арта».

Виталий Комар и Александр Меламид.. Художник. 1972.

Новый постмодернистский стиль, похожий на советский агитпроп, высмеивал язык советской власти, но одновременно художники, «как все советские люди», говорили, что они — родом «из Сталина» и были готовы атаковать любые «культы личности». 

Диссидентское сообщество Комар и Меламид спровоцировали картиной «Встреча Солженицына и Белля на даче у Ростроповича». Они объясняли, что на ней есть «всё, что любят либералы в Москве, всё, что нужно для хорошей, буржуазной жизни — гроздь винограда, хрустальные стаканы, лимон с кожурой, свешивающейся с края стола, как в голландских натюрмортах XVII века. Но еще важнее, что мы выполнили это все в разных стилях — Сезанна, кубизма, футуризма, а левую ногу Белля написали в стиле русских икон. Эта картина — не просто атака на иллюзии русских либералов. Мы тоже были либералами, тоже принадлежали к интеллигенции. В этой картине мы атаковали наши собственные иллюзии».

Как только они переехали в Израиль, они затеяли двухлетнюю акцию по рассылке известным политикам телеграмм, в которых художники выступали всемогущими «ангелами мщения», карающими стихийными бедствиями политическую несправедливость. Например, телеграмма, посланная аятолле Хомейни, гласила: «Мы, Комар и Меламид, берем на себя ответственность за землетрясение в Иране 14 ноября 1979 года, которое является ответом на захват американских заложников в Тегеране».

Виталий Комар, Александр Меламид. Встреча А. Солженицына и Г. Белля на даче М. Ростроповича. 1972. Холст, масло, золотая фольга, бумага, коллаж. Собрание Шалвы Бреуса.

Переместившись из Израиля в США постмодернисты К & М создали кооператив по купле-продаже душ. Уорхол, например, отдал художникам свою бессмертную душу абсолютно безвозмездно, а на аукционе, организованном 19 мая 1979 года на одной из московских квартир синхронно с аналогичным предприятием в Нью-Йорке, она была куплена за 30 рублей (души продавались в птичьих клетках вместе с сертификатами). За три с половиной года через фирму Komar and Melamid Inc. прошло около тысячи самых разных американских душ.

Виталий Комар, Александр Меламид. Ленин ловит такси в Нью-Йорке. 1992.

Большой успех художникам принесла выставка «Соц-арт» в галерее Фельдмана в Нью-Йорке (1982), после чего их работы приобретают музеи МОМА и Метрополитен. В 1988-м художники получают американское гражданство.

После падения СССР, по их плану на кремлевском мавзолее нужно было установить электронное табло с бегущей строкой, тексты же могли быть самими разными: «Сохраним историю», «Ленинизм» или «Комар и Меламид». Чуть позже к своему проекту по спасению советских памятников Комар и Меламид подключили и зарубежных художников. Так возникла интернациональная выставка «Монументы: трансформация для будущего», с успехом прошедшая в Москве.

Виталий Комар, Александр Меламид. Дружба народов. Живопись, 1974

В проекте «Искусство принадлежит народу!» Комар и Меламид нарисовали «любимую» и «нелюбимую» картины американского (русского, китайского, украинского, африканского) народа согласно строгим социологическим опросам. В русском варианте «Явление Христа медведю» — Христос, сидящий на камушке, соседствует с бурым мишкой и копающими землю пионерами.

Последний масштабный совместный проект K&M был нацелен на идею прав меньшинств в искусстве. «Меньшинствами» cтали меньшие братья: слоны, обезьяны и бобры, которые рисовали, фотографировали и создавали арт-инсталляции. Концепция «соц-арта» постепенно трансформировалась из деконструкции советской культуры к деконструкции ценностей общемировой.

Виталий Комар и Александр Меламид.

Комар и Меламид свою первую галерейную выставку в Нью-Йорке организовали еще до отьезда из СССР, в галерее Рональда Фельдмана (1976). В 1977 они через Израиль переезжают в США. В 1979 г. художники начинают мировое турне с лекциями и перформансами по университетам и музеям мира. В 1980-90-е годы их много выставляют и покупают. В частности, нью-йоркский MoMA, музей Метрополитан, Музей американского искусства Уитни. Персональные выставки Комара и Меламида проходили в Бруклинском музее, Аттениум в Хартфорде, Модерн Арт в Оксфорде, Музее Декоративных искусств в Лувре и т.д. Всего у них было 60 персональных и примерно 70 групповых выставок.  В 1999 году Комар и Меламид участвуют в Венецианской биеннале, экспонируя «Живопись слонов» и «Фотографии Микки» в павильоне России. Их покупают такие известные коллекционеры Петер Людвиг (Германия), и Сильвестр Сталлоне (США).

Виталий Комар, Александр Меламид. Вам хорошо! Из серии «Соц-арт», 1972. Фанера, масло. Собрание Шалвы Бреуса.

Специально к выставке ММОМА совместно с «Яндекс.Музыка» составили плейлист коллективного автора Комара и Меламида. Послушать плейлист «Komar & Melamid» можно на основной странице Яндекс. Музыка и в приложении. Расписание экскурсионных туров, лекций и мероприятий можно посмотреть на сайте mmoma.ru. • Komar & Melamid, Москва, ММОМА, Петровка 25, с 22 марта по 9 июня.