Американский модернизм в объективе Эзры Столлера

Американский модернизм в объективе Эзры Столлера

«Раньше архитекторы нанимали фотографов, говорили, что и как нужно сфотографировать, а те шли и делали, как было сказано. Со мной архитекторам было трудно. Мало кто из них мог дождаться, пока я сделаю снимок», — говорил главный архитектурный фотограф XX века Эзра Столлер (Ezra Stoller).

По теме: Наталья Литвинская: где покупать фотографию

Эзра Столлер, 1965.

Столлеризировано (Stollerized) — так архитекторы между собой называли архитектуру, попавшую в объектив Эзры. «Американский автор второй половины ХХ века, Столлер не просто снял все выдающиеся памятники американского модернизма, он выработал свой метод и каноны архитектурной фотографии», — говорит Наталья Григорьева-Литвинская, основатель Центра.

Эзра Столлер. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк. Арх. Фрэнк Ллойд Райт. © Ezra Stoller/Esto
Эзра Столлер. Технический центр General Motors. Арх. Ээро Сааринен, Уоррен, Мичиган, 1950 © Ezra Stoller, Courtesy Yossi Milo Gallery, New York
Эзра Столлер. Терминал авиакомпании TWA (международный аэропорт им. Джона Кеннеди). Архитектор Ээро Сааринен. Нью-Йорк, 1962.

Именно Столлер открыл миру новую архитектуру и ее главных героев — Фрэнка Ллойда Райта, Людвига Мис ван дер Роэ, Луиса Кана, Ле Корбюзье. Его фотографии штаб-квартиры ООН, Музея Гуггенхайма, Музея Уитни, небоскребов Манхэттена, аэропорта имени Джона Кеннеди не раз использовались в рекламе, учебниках, на афишах и бесконечно перепечатывались в журналах. Столлер стал первым фотографом, удостоенным золотой медали Американского института архитектуры за «формирование нашего восприятия современной архитектуры». 

Эзра Столлер. Фрэнк Ллойд Райт. 1951. © Ezra Stoller, Courtesy Yossi Milo Gallery, New York

Окончив факультет промдизайна Нью-Йоркского университета, Столлер начинал карьеру с фотографирования архитектурных макетов своих сокурсников. Довольно быстро решив, что в фотографии он может добиться гораздо большего, чем в большой архитектуре, Столлер стал снимать для журналов, архитектурных мастерских и больших корпораций.

Эзра Столлер. Эксон-Билдинг на Шестой авеню Арх. Харрисон и Абрамовиц. Нью-Йорк, шт. Нью-Йорк, 1974 © Ezra Stoller, Courtesy Yossi Milo Gallery, New York
Эзра Столлер. Парковка в Майами. Арх. Роберт Ло Уид и партнеры, Майами, шт. Флорида, 1949 © Ezra Stoller, Courtesy Yossi Milo Gallery, New York

Хотя Столлер позиционировал себя как коммерческий фотограф, художественные качества его работ не вызывают сомнений. Уже в 1950 году его снимки стали частью выставки «Цветная фотография», среди работ Ричарда Аведона, Анри Картье-Брессона и Эрвина Блюменфельда. Куратором этой выставки был легендарный директор отдела фотографии MoMA Эдвард Стайхен.

Эзра Столлер. Catalano House, арх. Эдуардо Каталано. Ралейг, Северная Каролина. 1955 © Ezra Stoller, Courtesy Yossi Milo Gallery, New York

Сейчас работы Столлера хранятся в MoMA и нью-йоркском Музее американского искусства Уитни, в музеях Хьюстона, Сан-Франциско, а также в многочисленных частных коллекциях по всему миру.

Эзра Столлер. Аэропорт им. Даллеса. Арх. Ээро Сааринен. Шантильи, Вирджиния, 1964. © Ezra Stoller, Courtesy Yossi Milo Gallery, New York