Выставка в Голландии: Европа отмечает 500 лет со дня смерти Иеронима Босха

Выставка в Голландии: Европа отмечает 500 лет со дня смерти Иеронима Босха

Иероним Босх стал важнейшей фигурой 2016 года. Культурное сообщество Европы отмечает 500 лет со дня смерти художника. В голландском городе Хертогенбосе проходит выставка«Иероним Босх.Видения гения», посвященная творчеству выдающегося мастера.

Несколько лет назад директор маленького музея в столице Северного Брабанта Het Noordbrabants Museum поставил себе грандиозную задачу — собрать все сохранившиеся работы в родном городе художника. Интрига состояла и в том, что в самом музее не было ни одной работы мастера. В результате Шарлю де Мою удалось получить 20 из 24 картин Босха, включая несколько триптихов, а также 19 из 25 рисунков. За дорогостоящее путешествие некоторых досок заплатил фонд Гетти (Getty Foundation), за счет финансирования фонда проведены и реставрационные работы.

Ж. Ле Бок. Портрет Иеронима Босха. Муниципальная библиотека, Аррас.

Что мог предложить директор маленького музея взамен? Распространение информации и отшлифованное научное знание. Город запустил грандиозную международную программу по изучению жизни и творчества Босха. В научных изысканиях участвовали сотрудники самого музея и специалисты научно-исследовательского университета Ратбуат в Неймегене (Radboud University Nijmegen), а также Фонд Jheronimus Bosch 500. Каждый музей, отдавший работу на экспозицию, в том числе такие солидные институции, как парижский Лувр, мадридский Прадо, венецианская Академия, нью-йоркский Метрополитен, вашингтонская Национальная галерея, получили возможность узнать гораздо больше о работах, хранящихся в их собраниях. Результаты многолетнего исследовательского труда составили два тома. Какие-то произведения историки больше не рекомендуют считать босховскими, в других, напротив, доказано его авторство. Две работы оказались в очень плохом состоянии: специалисты решили, что им транспортировка может навредить. Прадо прислал «Стог сена» (картина покинула Мадрид впервые за 450 лет).

Еще при жизни Босх был знаменит среди современников. В течение 30 лет после смерти держалась его слава «живописца демонов»: его мастерство ценили художники, его образы, подсмотренные глазом, блуждающим по демоническим мирам, цепляли многие поколения студентов. Чем подпитывал свое воображение художник? На этот вопрос грандиозная исследовательская программа ответа не дала, и Де Мой говорит, что до сих пор это большой вопрос.    

И. Босх. Видения загробного мира, 1505–1515, Музей Палаццо Гримани, Венеция.

На первый взгляд Босх был добропорядочным католиком, жителем маленького, но преуспевающего города, в котором он предположительно родился в 1450, а умер точно в 1516 году. Он был женат, прожил большую часть жизни в доме на рыночной площади, откуда каждый день отправлялся в свою мастерскую. Его дед, отец, дяди и племянники все были художниками. Босх умел себя подать и продать. Например, его семья происходила из Аахена, поэтому его подлинное имя звучало Ерун ван Акен. Он же взял себе имя города. Иеронимус Босх. И это сработало.  Среди клиентов мастера фигурируют высокие церковные иерархи и аристократия, в том числе граф Нассау, повесивший «Сад земных наслаждений» прямо у себя в спальне во дворце в Брюсселе. Эта картина с XVI века находилась в Испании.
В 1939 году переехала из королевской коллекции в Музей Прадо.

Благодаря эпохальной выставке тихий городок полностью преобразился. Хертогенбос (герцогский лес) — бывшие охотничьи угодья герцогов Брабантских, административный центр провинции Северный Брабант и одновременно порт на канале Зейд-Виллемсварт, славится собором Св. Иоанна, построенным в 1419—1530 гг. на месте романской базилики XIII века, а также большой, по меркам Голландии, тюрьмой. В 2007 году здесь открыли центр Иеронима Босха, где были представлены копии его работ. В этом году напоминания о знаменитом соотечественнике повсюду. Трехмерные проекции картин Босха на рыночной площади. Витрины бутиков украшены фантастическими плодами, овощами и фигурками с полотен визионера — ангелы, демоны, русалки, скачащие на рыбах, и монстры, монстры, монстры, один чуднее другого. Несколько эффектных проекций украшают берега каналов, мосты и подземные галереи Биннендизе (так называется система сообщающихся рек и каналов Хертогенбоса). Для туристов-любителей организованы водные туры «Лодочное путешествие по Раю и Аду».

И. Босх. В аду. Частная коллекция.
И. Босх. Искушение Св. Антония. 1500–1510 Художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити. Признано авторство художника.
И. Босх. Поклонение волхвов. 1470–1480. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
И. Босх. Триптих Распятие Св. Вильгефортис. 1495–1505. Галерея Академии, Венеция.

И. Босх. Несение креста. 1490–1500. Музей истории искусств. Вена.
Св. Блаженный Иероним в пустыне. Доска, масло. 1485-95. Музей изящных искусств Гента.
Св. Иоанн на Патмосе. 1485. Картинная галерея, Государственные музеи Берлина.
И. Босх. Сцены страстей. 1490–95. Картинная галерея, Государственные музеи Берлина.

Выставка «Иероним Босх.Видения гения» в Het Noordbrabants Museum  открыта до 8 мая 2016 года. Поскольку экспозиция вызвала ажиотаж европейского масштаба, последние две недели музей работает без выходных и открыт до 11 часов вечера.

С 31 мая  по 11 сентября выставка будет экспонироваться в музее Прадо в Мадриде.