Юбилей ВМДПНИ: музей русского декора и интерьера

Юбилей ВМДПНИ: музей русского декора и интерьера

Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства исполняется 35 лет. В честь юбилея обновлена постоянная экспозиция «Декоративно-прикладное искусство России XVIII – первой трети XIX века».

Все выставленные предметы объединены в блоки: тематические, стилистические (от петровского барокко до бидермайера) и типологические. Каждый предмет погружен в контекст времени, стиля, развития декоративно-прикладного искусства и не утрачивает своей особой характеристики.

Центральные темы новой экспозиции: «Эпоха перемен: рубеж XVII–XVIII веков», «примитивы XVIII века», «классика русского XVIII века», представляющая эпоху от Петра до Павла в высоких образцах придворного искусства. Темы «русский ампир» и «в комнатах» демонстрируют две грани культуры первой трети XIX века – парадный имперский стиль и становление культуры частной жизни. В то же время произведения можно посмотреть и в привычном ряду – по видам искусства, выделяя мебель, художественный металл, стекло, фарфор, керамику, камнерезное искусство, кость и бисер.

Кружка. Заводы Демидовых. Урал. 1761 г. Латунь, медь, выколотка, чеканка, лужение.
Сундук-скрыня и сундучок-теремок двухярусный. Конец XVIII в. Русский Север. Холмогоры. Дерево, железо, цветная бумага, слюда, просечка, ковка.

Нельзя пропустить уникальные церковные предметы: Крест-мощевик и Панагию (XVII в.), выполненные в дорогостоящей на тот момент технике эмали по скани. В числе наиболее ранних экспонатов – сундуки с металлической оковкой, чернильницы. Прекрасный образец парадной металлической посуды для сервировки стола — латунные кружки уральского завода Демидовых. Среди хитов —  два стеклянных, темно-синих кубка с вензелями «EML» и «WGS» Императорского стеклянного завода, редкий пример расписных изделий XVII–начала XIX веков. Латинские вензели на кубках принадлежат шведскому посланнику Вернеру Готтлобу фон Швениру. 

Кубок с крышкой и с вензелем EML. Из парных кубков с вензелями EML и WGS. С.-Петербург. Императорский стеклянный завод. Стекло темно-синее (кобальтовое) прозрачное, выдувание, шлифование, роспись золотом, цировка. 1790-1800-е гг.

Среди уникальных предметов русской дворцовой мебели XVIII-XIX веков особый интерес представляют шахматный и ломберный столики в технике маркетри. Среди экспонатов первой половины XIX века обращают внимание две редких по качеству горки в стиле «жакоб». Тому же времени принадлежат и кресла по проекту Осипа Бове, каминные часы «Минин и Пожарский» парижского бронзовщика Пьера-Филиппа Томира.

Часы каминные «Минин и Пожарский». Скульптурная композиция выполнена по модели памятника «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России» И. Мартоса. 1820-1830-е гг. С.-Петербург. Бронза, литье, чеканка, золочение, красный мрамор.
Бове И.О. Кресло. Первая четверть XIX в. Пара кресел Бове происходит из интерьерного ансамбля парадной гостиной дома князя Гагарина на Новинском бульваре.

Главное новшество: экспозиция оснащена табличками с QR кодами, которые позволят всем  посетителям узнать еще больше  исторических, технологических и эстетических подробностей.

Тарелка из сервиза ордена Св. Апостола Андрея Первозванного (Андреевский сервиз). 1778–1780 гг. Автор эскиза росписи Г. Козлов. Завод Ф. Гарднера. Фарфор, роспись надглазурная, позолота.
Поднос «Спасение Петром I тонущих рыбаков на Ладожском озере». 1820–1830-е гг. Лакирная мастерская Я. Морозова в г. Нижний Тагил (Урал). Железо, масло, лак, роспись, трафарет, серебряный припорох, ковка, просечка.
«Похищение Елены. Парис ведет Елену на корабль». Декоративная интерьерная пластина. Железо, лакировка, печать. XIX в.