
Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник открывает осенне-зимний сезон масштабным выставочным проектом «Поленов и ученики». Экспозиция, объединяющая более ста произведений искусства, архивных материалов и личных вещей из собраний ведущих российских музеев, расскажет о многогранном наследии Василия Поленова и его влиянии на современников.
По теме: Центр «Зотов» и Музей AZ: выставка «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»
Выставка состоит из восьми разделов, которые раскрывают талант художника через призму творчества его ближайшего окружения — родных, коллег и единомышленников. Своеобразным эпиграфом ко всей экспозиции, работой, которая задет тон всему повествованию о судьбе мастера, служит картина Василия Поленова «За кого меня почитают людей?» 1900 года из цикла «Из жизни Христа».

Экспозиция начинается с пролога, который знакомит посетителей с миром дома Поленовых, где рождались творческие идеи и куда приезжали молодые художники, чтобы работать бок о бок с мастером. В этом разделе Поленов предстает не только как художник, но и как композитор. Помимо живописи и графики, здесь представлены подлинные документы, нотные рукописи, фотографии, а также предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, созданные семьей Поленовых.

Художественное наследие Поленова в следующем зале раскрывается через метафору пути. Природа средней полосы России — неиссякаемый источник вдохновения для художников поленовского круга. Наряду с известными работами мастера — «Ранний снег», «Стынет», «Река Оять» — здесь собраны пейзажи его учеников и современников: Ильи Остроухова, Исаака Левитана, Валентина Серова, Аполлинария Васнецова и других.

Образ русской усадьбы, запечатленный в работе «Бабушкин сад», раскрывает лиричные мотивы связи поколений в работах Марии Якунчиковой-Вебер, Сергея Виноградова и Станислава Жуковского. Драматизм человеческой жизни и красота повседневности отражены в живописных ноктюрнах Поленова, композициях Константина Коровина, Валентина Серова, Абрама Архипова. Центральным произведением этого раздела стало полотно «Больная», созданное Поленовым в начале 1880-х годов под впечатлением от драматических событий. Тема путешествий представлена работами армянского художника Егише Татевосяна, близкого друга Поленова, сопровождавшего его в поездке по Палестине в 1898 году, и творениями других русских живописцев, посвященных теме странствий.

В заключительных разделах выставки раскрывается вера Василия Поленова в высокое предназначение искусства, в его воспитательную миссию. Здесь собраны произведения, отражающие, с одной стороны, глубокое уважение русских мастеров к крестьянскому труду, с другой — тему поиска образа Христа, связанную с переосмыслением духовности в русском искусстве на рубеже веков. Важное место в этой части экспозиции занимают уникальные фотографии Леонида Кандаурова, физика и астронома, близкого друга семьи Поленовых, сопровождавшего художника в путешествии по Ближнему Востоку.

В подготовке проекта приняли участие крупнейшие российские музеи: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Российский национальный музей музыки, Музей-заповедник «Поленово», Ярославский художественный музей, Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина и Вологодская областная картинная галерея.

