
В последние годы Нижний Новгород стал одной из ключевых точек на карте российского современного искусства. Здесь рождаются новые институции, складываются локальные школы, появляется поколение художников, для которых искусство — в первую очередь язык рефлексии. В этом контексте художественная практика Веры Ширдиной выглядит показательной и в то же время парадоксальной. Она начинала с граффити, но быстро перешла к более собранным и сконцентрированным высказываниям. Сегодня в студии Веры Ширдиной текстиль соседствует с металлом, капроновые колготки — с силиконом, и все это подчинено не внешнему эффекту, а логике внутреннего поиска.
По теме: Независимые художники: Алина Буглеева о том, как делать только то, что нравится

Расскажи о себе. С чего все началось?
Сейчас я живу и работаю в Нижнем Новгороде, являюсь резиденткой Центра современного искусства «Терминал» — именно здесь у меня мастерская. Если условно разделить мой путь, то начиналось все с уличного искусства. Потом это достаточно быстро переросло в монументальные росписи и паблик-арт. Параллельно я занималась студийной практикой, ведь по образованию я живописец. Но живопись долго оставалась как бы на периферии, а настоящие изменения — и в голове, и в подходах — стали происходить только в последние полтора года. Я отказалась от монументальных росписей и паблик-арта. Возможно, когда-нибудь я вернусь к лэнд-арту, но это точно история будущего.
Почему современное искусство?
Я не могу представить свою жизнь без искусства. Это возможность говорить о вещах, о которых порой нельзя напрямую высказываться публично. Это поле для развития критического мышления, для улавливания едва заметных моментов, для рефлексии над происходящим в мире и в самой себе. При этом искусство я не особо считаю пространством свободы, пространство свободы для меня в какой-то степени сам человек, а чем он занимается, это уже другой вопрос. Можно и в другие плоскости деятельности ее привнести.

Любимый материал/техника?
На самом деле у меня нет «любимого» материала. Все зависит от проекта, от идеи. Сейчас я полностью ушла в проектную деятельность, и именно концепт диктует, с чем я буду работать. В последнее время экспериментирую с металлом, силиконом, текстилем, капроновыми колготками. Это звучит странно, но в контексте будущего персонального проекта эти материалы начинают жить своей жизнью. В любом случае для меня это всегда объекты и инсталляции, чаще всего в смешанных техниках.
Как выглядит твой идеальный рабочий день? Любишь работать под музыку или нужна тишина?
Последние месяцы мои дни проходят так: утром приезжаю в мастерскую, и до вечера — работа, чтение, иногда лекции, иногда просмотр. Но в основном это книги, потому что я сейчас готовлюсь сразу к нескольким персональным проектам. Это не просто чтение ради знаний, а именно поиск, работа с концепцией, с теорией. Конечно, все это разбавляется живым общением — мы с коллегами можем посмеяться, обсудить что-то неформальное. А когда дело доходит до работы руками, я предпочитаю тишину. Иногда включаю новости или лекцию, но музыка для меня редко становится фоном.

Какое правило/принцип ты никогда не нарушишь в работе?
Мой главный и, пожалуй, самый жесткий принцип — я не берусь за проекты, которые мне не нравятся. Искусство — моя основная деятельность и единственный источник дохода. Поэтому для меня очень важно сохранять внутреннюю честность. Я могу отказаться от предложения, если чувствую, что это не мое. К счастью, сейчас есть такая возможность.
Как справляешься со сложными вызовами и кризисами?
Наверное, во мне есть какая-то врожденная прошивка — наивная надежда и огромная любовь к жизни. Одновременно я ощущаю и мрак, и внутреннюю чернуху, и ужас происходящего вокруг. Но именно это сочетание и дает силу. Огромную роль играет солидарность — поддержка друзей, коллег, близких. Мы делимся тяжелым опытом, и это помогает. А еще помогает сама любовь к жизни. Она питает, даже когда кажется, что все рушится.

Как определяешь успех?
Для меня успех — это возможность заниматься тем, что мне близко, и именно так, как я этого хочу. Даже не совсем «как я хочу», а скорее так, как соответствует моему внутреннему ощущению. Успех — это не подстраиваться под чужие ожидания, а реализовывать проекты, которые важны лично для меня. И при этом не искать сторонних источников заработка, не тратить время на что-то еще. Для молодого художника это большая редкость, и я понимаю, что это огромная удача.
Пять вещей/имен/событий, которые привлекли твое внимание в последнее время.
За последние полгода было несколько событий, которые оставили очень яркий след. Например, спектакль «Философия другого переулка» в независимом камерном театре «Среда 21». Очень впечатлило открытое хранение музея «Гараж» — я видела версию, которая существует сейчас. Там запомнились работы группы «Фабрика Найденных Одежд», проекты Саши Пучковой и Анны Мартыненко, «Книга художника. Кабаков и Пивоваров встречаются в коридоре издательства» — она меня захватила. В Петербурге впечатлила персональная экспозиция Веры Светловой — проект «Дафния» в Jessica Gallery и «Переколлекция» в ДК Громов.
Какой совет ты бы дала себе в самом начале карьеры?
Думаю, я все еще в начале пути. Но если бы могла вернуться к стартовой точке, я бы сказала себе: «Изучай английский и больше читай». Это простые, но очень важные вещи.
Твои ближайшие планы?
Пока планы очерчены только на ближайшие полгода. Уже совсем скоро я отправляюсь в резиденцию в Выксу, где буду делать персональный проект. Параллельно работаю над еще одним проектом, который, возможно, покажу в Москве в следующем году. Еще у меня в работе большой объект — пока не хочу раскрывать подробности.
