
Алина Кугуш работает на стыке живописи, графики, перформанса и текста. Ее проекты — это всегда эксперимент, в котором смешиваются театр и рисунок, маска и слово, случай и концепция. Междисплинарная художница открывает зрителю пространство игры, где привычные смыслы теряют устойчивость, а арт-процесс превращается в постоянное движение и диалог.
По теме: Независимые художники: Руслан Аскеров — графика как пространство диалога
Участница российских и международных выставок и ярмарок (Cosmoscow, Contemporary Istanbul, CYFEST), резидентка Мастерских Музея «Гараж» и номинантка Премии Курехина, Алина Кугуш исследует тему изменчивости образа через самые разные медиа.

Расскажи о себе. С чего все началось?
Все началось морозной ночью 1994-го: в родильной комнате окно было выбито, и я громко плакала. Я начала рисовать в два. Бабочки, жирафы, принцы на каблуках. В четыре у медведя из детского альбома уже был светораздел и деление по теплохолодности. Профессиональный спорт, выезды, три тренировки в день. Орущий тренер. В меня летят мячи со всей силы. Плачущие гимнастки. В десять мой пейзаж выставлялся в «Манеже». Художка, конкурсы, премии. Плакать не переставала. В 16 — премия правительства. Нагрузка в двух школах. Академия, рисуем месяцами по 20 часов в день. Депрессия, нежелание жить, уход в иллюстрацию.
Почему современное искусство?
Не мы выбираем искусство, а оно нас. Я убеждена, что искусство — место для тех, кто для обычной жизни слишком чувствующий, слишком думающий, слишком странный и просто слишком. И только на территории искусства глубинные изъяны оказываются суперсилой. Если повезет, тебя возьмут в эту новую семью — семью искусства.

Любимый материал/техника?
Мой любимый материал — слезы. Поэтому я пишу огромные акварели по 2-3 метра в длину. Чтобы скрыть выплаканные глаза, я делаю артистические макияжи, так в моей практике появился костюмированный перформанс и категория перевоплощения. Мой любимый медиум — мышление. Но искусство работает еще и с образом, поэтому я ищу способ совместить эти две составляющие.
Как выглядит твой идеальный рабочий день? Любишь работать под музыку или нужна тишина?
Челленджи «рисуем 30 часов в день» все еще присутствуют в моей жизни, я люблю интенсивные рабочие заплывы, но берегу себя для нескольких таких периодов в год. В остальное время я думаю и собираю материалы — веду заметки, охочусь за суперредкостями на «Авито», верстаю или пишу тексты к своим работам, мечтаю, какие костюмы я научусь шить, и все в таком духе. Часто рисую под клубную музыку — классический хаус и детройт-техно, чтобы держать ритм интенсивного движения. Суданский фолк — по настроению. Часто танцую в мастерской, если не сказать всегда.

Какое правило/принцип ты никогда не нарушишь в работе?
Не занимаюсь искусством ради денег. Ничем не занимаюсь ради денег, к сожалению.
Как справляешься со сложными вызовами и кризисами?
Кризис — мое место обитания, всегда ношу пиджак на два размера больше — «на вырост». Главное, осознать это как собственный выбор, а не вынужденную меру.

Как определяешь успех?
Если вы продолжаете быть художником — это уже успех. На мой взгляд, это главный и единственный критерий успеха в нашей среде — мочь продолжать. Еще искусство для меня — про диалог с теми, на результате чьего интеллектуального и творческого труда я выросла. Если диалог случается — это не просто успех, это счастье уже.
Пять вещей/имен/событий, которые привлекли твое внимание в последнее время.
Последний показ Dilara Findikoglu SS26 Cage of Innocence (обожаю корсетное мастерство, а Дилара еще и достойно продолжает традицию показа-мистерии!). Примерно все макияжи Фаризы Родригез за последний год. Японские ТВ-шоу про монстров 80-х (вы нигде больше не найдете таких упоротых костюмов). Визуальная поэзия (время от времени на протяжении многих лет). Кружок патафизики Collège de 'Pataphysique Альфреда Жарри.


Какой совет ты бы дала себе в самом начале карьеры?
Не пытайся подстроиться под ожидаемое и нормативное — это не только необязательно, но еще и вредно. В твоих особенностях вся мощь и уникальность. А еще — просить помощи и получать помощь — нормально и хорошо, пожалуйста, сделай так.
Твои ближайшие планы на год?
Очень надеюсь, что получится осуществить мое наблюдение за пылевыми вихрями — этим летом меня захватили тополиные воронки, когда от перегретого асфальта легкий пух закручивается в вихрь. Я вижу тут аналогию на политические и психические процессы, по схожему принципу работает воронка дисфункционального поведения (от перегрева). Будем осмыслять. Ожидаю коллаб с иллюзионистом, шитье и костюмы с инженерными элементами, рост скилла в сфере бьюти — чтобы собрать все в еще один художественный проект и серию перформансов. В ближайших планах показ живописного проекта «Бунт вещей» в Музее «Гараж» — alma mater всех, кто заинтересовался искусством в 2010-е. Сейчас работаю над гимнастическо-поэтической подачей проекта и хлопаю в ладоши от нетерпения.
