Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта

Независимые художники: Алина Кугуш об искусстве как пространстве превращений

21 октября 2025 г.

Алина Кугуш художница фото
Фото: Полина Рукавичкина для «Пространства А». 2025

Алина Кугуш работает на стыке живописи, графики, перформанса и текста. Ее проекты — это всегда эксперимент, в котором смешиваются театр и рисунок, маска и слово, случай и концепция. Междисплинарная художница открывает зрителю пространство игры, где привычные смыслы теряют устойчивость, а арт-процесс превращается в постоянное движение и диалог.


По теме: Независимые художники: Руслан Аскеров — графика как пространство диалога

Участница российских и международных выставок и ярмарок (Cosmoscow, Contemporary Istanbul, CYFEST), резидентка Мастерских Музея «Гараж» и номинантка Премии Курехина, Алина Кугуш исследует тему изменчивости образа через самые разные медиа.

Алина Кугуш художница фото
Фото: Полина Рукавичкина

Расскажи о себе. С чего все началось?

Все началось морозной ночью 1994-го: в родильной комнате окно было выбито, и я громко плакала. Я начала рисовать в два. Бабочки, жирафы, принцы на каблуках. В четыре у медведя из детского альбома уже был светораздел и деление по теплохолодности. Профессиональный спорт, выезды, три тренировки в день. Орущий тренер. В меня летят мячи со всей силы. Плачущие гимнастки. В десять мой пейзаж выставлялся в «Манеже». Художка, конкурсы, премии. Плакать не переставала. В 16 — премия правительства. Нагрузка в двух школах. Академия, рисуем месяцами по 20 часов в день. Депрессия, нежелание жить, уход в иллюстрацию.

Почему современное искусство?

Не мы выбираем искусство, а оно нас. Я убеждена, что искусство — место для тех, кто для обычной жизни слишком чувствующий, слишком думающий, слишком странный и просто слишком. И только на территории искусства глубинные изъяны оказываются суперсилой. Если повезет, тебя возьмут в эту новую семью — семью искусства.

Алина Кугуш художница фото
Экспозиция «Бунт вещей» в «Пространстве А», 2025. Фото: Алексей Боголепов

Любимый материал/техника?

Мой любимый материал — слезы. Поэтому я пишу огромные акварели по 2-3 метра в длину. Чтобы скрыть выплаканные глаза, я делаю артистические макияжи, так в моей практике появился костюмированный перформанс и категория перевоплощения. Мой любимый медиум — мышление. Но искусство работает еще и с образом, поэтому я ищу способ совместить эти две составляющие.

Как выглядит твой идеальный рабочий день? Любишь работать под музыку или нужна тишина?

Челленджи «рисуем 30 часов в день» все еще присутствуют в моей жизни, я люблю интенсивные рабочие заплывы, но берегу себя для нескольких таких периодов в год. В остальное время я думаю и собираю материалы — веду заметки, охочусь за суперредкостями на «Авито», верстаю или пишу тексты к своим работам, мечтаю, какие костюмы я научусь шить, и все в таком духе. Часто рисую под клубную музыку — классический хаус и детройт-техно, чтобы держать ритм интенсивного движения. Суданский фолк — по настроению. Часто танцую в мастерской, если не сказать всегда.

Алина Кугуш художница фото
Алина Кугуш. «Райское сообщество», из серии «Частный парадайс»

Какое правило/принцип ты никогда не нарушишь в работе?

Не занимаюсь искусством ради денег. Ничем не занимаюсь ради денег, к сожалению.

Как справляешься со сложными вызовами и кризисами?

Кризис — мое место обитания, всегда ношу пиджак на два размера больше — «на вырост». Главное, осознать это как собственный выбор, а не вынужденную меру.

Алина Кугуш художница фото
Алина Кугуш. Съедобная инсталляция для Третьяковской галереи в Самаре «Райское общественное питание», совместно с Ксенией Матковой. 2025

Как определяешь успех?

Если вы продолжаете быть художником — это уже успех. На мой взгляд, это главный и единственный критерий успеха в нашей среде — мочь продолжать. Еще искусство для меня  — про диалог с теми, на результате чьего интеллектуального и творческого труда я выросла. Если диалог случается — это не просто успех, это счастье уже.

Пять вещей/имен/событий, которые привлекли твое внимание в последнее время.

Последний показ Dilara Findikoglu SS26 Cage of Innocence (обожаю корсетное мастерство, а Дилара еще и достойно продолжает традицию показа-мистерии!). Примерно все макияжи Фаризы Родригез за последний год. Японские ТВ-шоу про монстров 80-х (вы нигде больше не найдете таких упоротых костюмов). Визуальная поэзия (время от времени на протяжении многих лет). Кружок патафизики Collège de 'Pataphysique Альфреда Жарри.

Алина Кугуш художница фото
Ярмарка PAF 2025 на стенде кураторской инициативы b.c.a. — экспозиция «О тайнах и грезах»
Алина Кугуш художница фото

Какой совет ты бы дала себе в самом начале карьеры?

Не пытайся подстроиться под ожидаемое и нормативное — это не только необязательно, но еще и вредно. В твоих особенностях вся мощь и уникальность. А еще — просить помощи и получать помощь — нормально и хорошо, пожалуйста, сделай так.

Твои ближайшие планы на год?

Очень надеюсь, что получится осуществить мое наблюдение за пылевыми вихрями — этим летом меня захватили тополиные воронки, когда от перегретого асфальта легкий пух закручивается в вихрь. Я вижу тут аналогию на политические и психические процессы, по схожему принципу работает воронка дисфункционального поведения (от перегрева). Будем осмыслять. Ожидаю коллаб с иллюзионистом, шитье и костюмы с инженерными элементами, рост скилла в сфере бьюти — чтобы собрать все в еще один художественный проект и серию перформансов. В ближайших планах показ живописного проекта «Бунт вещей» в Музее «Гараж» — alma mater всех, кто заинтересовался искусством в 2010-е. Сейчас работаю над гимнастическо-поэтической подачей проекта и хлопаю в ладоши от нетерпения.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит