Фонд Cosmoscow: что важно знать об одном из крупнейших некоммерческих проектов в арт-индустрии
29 мая 2025 г.

Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow был основан по инициативе Маргариты Пушкиной в 2017 году как часть экосистемы международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. Если ярмарке отводится стратегическая роль развития арт-рынка в целом, объединения галеристов, художников, коллекционеров и широкой публики, то Фонд работает для того, чтобы систематически поддерживать развитие арт-индустрии и предлагать взгляд на отдельные значимые процессы.
По теме: Cosmoscow 2024: чем запомнилась самая большая ярмарка современного искусства и дизайна
Часть деятельности Фонда отражают такие направления, как «Художник года», «Музей года», «Институция года», а на сайте в открытом доступе опубликован документ, который подробно описывает программу «Поддержки свободного творчества художников и производства художественных работ и проектов».

Кроме того, Фонд ведет образовательную деятельность, занимается спецпроектами (например, поддерживает «Художественный журнал», проводит конкурс на кураторские исследования, реставрирует инсталляцию Ильи и Эмилии Кабаковых «Красный вагон»), а также проводит ежегодный благотворительный аукцион, выставка накануне которого в этом году называлась «Несколько поводов доверять себе».

На днях стали известны даты проведения международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, которая пройдет в «Тимирязев Центре» с 11 по 14 сентября — программу дополнят некоммерческие инициативы, в том числе Фонд представит арт-проекты победителей 2025 года: арт-группы ПРОВМЫЗА, получившей звание «Художник года», красноярского Музейного центра «Площадь Мира», выбранного «Музеем года», и ЦТИ «Фабрика», отмеченный как «Институция года». Автор INTERIOR+DESIGN Ирина Герасимова рассказывает, как именно Фонд Cosmoscow влияет на индустрию.
Художник года
Как выбрать художника года — вопрос, на который всегда трудно ответить. При этом ожидания от современного искусства в обществе постоянно меняются, как меняются тенденции и вопросы, которые люди задают сами себе. Например, хронологически первым в этом направлении работы Фонда в 2017 году был выбран Иван Горшков, сделавший тогда инсталляцию «Крем-брюле», а в 2018 году «Художником года» Cosmoscow стала Таус Махачева с работой «Кольцевая», которая поднимала вопрос ответственности за обладание работой и переосмысляла этическую часть «контракта» между художником и покупателем.

В 2024 году «Художником года Cosmoscow» стала Александра Гарт. «Я реалист, а реальность мрачна и устрашающа. Многие проекты, сделанные в прежние времена, продолжают выглядеть достаточно актуально сейчас. Для человека апокалипсис — это исчезновение человечества. Я надеюсь, что после нас что-то будет. И это будет не потоп», — говорила она в интервью INTERIOR+DESIGN.
По теме: Александра Гарт: «Художник года 2024» — о своем «мире после катастрофы»

Кандидатов предлагает экспертный совет, который обновляется каждый год и работает в разных составах для отдельных направлений, а итог зависит от большинства голосов попечительского совета. В 2025 году в экспертный совет направления «Художник года» вошли коллекционер, основательница частного Музея AZ и центра современного искусства AZ/ART Наталия Опалева, историк искусства, куратор, программный директор фонда V-A-C и «ГЭС-2» Алиса Прудникова, коллекционер, меценат Пушкинского музея и патрон Музея «Гараж» Зоя Галеева, историк искусства, куратор, преподаватель МГУ имени Ломоносова, заведующая отделом образовательных программ Третьяковской галереи Дарья Пыркина, заместитель редакционного директора The Blueprint Анна Федина.
Всем, кого называют победителем ежегодных программ Фонда в любом из направлений, предоставляется возможность создать новый проект, который будет показан осенью на ярмарке Cosmoscow. В 2025-м «Художником года» стала арт-группа ПРОВМЫЗА (название складывается из фамилий авторов Галина Мызникова и Сергей Проворов) — нижегородцы, свободно работающие с различными художественными практиками: видео-арт, авторское кино, фотография, графика, инсталляция, перформанс и театр. Этот выбор с точки зрения Cosmoscow можно трактовать как предложение сместить фокус интереса в сторону менее конвенциональных жанров — все-таки живопись и скульптуру коллекционируют без опаски, а потенциал видео-арта и перформанса в этом отношении все еще не настолько очевидный. К тому же арт-группа ПРОВМЫЗА известна международному сообществу: их видео-арт часто показывают на фестивалях авторского кино, включая Венецианский, Тель-Авивский и Роттердамский, также их работы представляли Россию на Венецианской биеннале.

Музей года
Знаковая для индустрии ценность вектора «Музей года» заключается в том, что работы современных российских авторов попадают в музейные коллекции. Так авторы получают статус институциональных художников, а их произведения становятся в перспективе доступны широкой аудитории. Кроме того, сама идея рассредоточить современное искусство по разным площадкам, в том числе в разных городах России, вполне может считаться важным жестом по объединению арт-сообщества не на уровне Москвы, а по всей стране. Например, в 2025 году «Музеем года» стал музейный центр «Площадь Мира» в Красноярске, годом ранее — нижегородский АРСЕНАЛ, а в 2023-м — музей PERMM.
Музейный центр «Площадь мира» презентует современное искусство Сибири и систематически проводит открытые конкурсы, лаборатории и выставки, а 25 сентября 2025-го на этой площадке откроется 16-я Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды».
Одно из главных достижений всей экосистемы Cosmoscow — это не только переизобретение формата арт-ярмарки, но и систематическая работа с тем, чтобы сделать современное искусство видимым широкой публике. Создание синергии между разными центрами притяжения и разными группами акторов арт-среды — это не главная повестка Фонда, но закономерная. Основное ядро проекта Cosmoscow связано с коммерческой составляющей, при этом важно то, что строится оно по принципу честной сделки всех со всеми. Кроме того, «Музей года» получает работы авторов в дар — Фонд приобретает их у художников, чтобы затем подарить. Также, как отмечает Александр Комаров, заведующий нижегородского АРСЕНАЛа, победа в ежегодной программе Cosmoscow принесла не только возможность выступить со спецпроектом в дни ярмарки, но и выросла в поддержку для переустройства библиотеки.

Институция года
Механизм выбора «Институции года» описан в открытом доступе: для него применяется такой же подход, как и для выбора «Художника года». А именно — каждый член экспертного совета предлагает по одному проекту, после чего решение принимает попечительский совет количеством голосов. В этом направлении Фонд поддерживает некоммерческие образовательные, музейные и художественные институции в области современного искусства. В фокус этого направления попадают локальные проекты и инициативы, они — слепок времени и отдельных сообществ, другая дистанция взгляда на арт-сообщество. Наверное, этот тип — один из самых общественно незащищенных, так как чаще всего это пассионарные проекты, появляющиеся по инициативе отдельных людей. Они ни на что не похожи и существуют в рамках своей логики, сформированной естественным путем, — этот опыт не перенять и не масштабировать, он самоценен. И это такой же важный маркер работы с самовосприятием арт-сообщества — можно создавать экспериментальные пространства, в которых найдется место для похожих и непохожих людей.
В 2025 году «Институцией года» стал проект ЦТИ «Фабрика» — независимая площадка для свободных художников и старейший арт-кластер Москвы, на территории которого, помимо мастерских и выставочных пространств, работает и издательство, и театр: чем не подтверждение успешной междисциплинарной стратегии, которая может расширить и содержательно обогатить индустрию в целом
Прошедшая в 2024 году на новой для себя площадке «Тимирязев центра» ярмарка современного искусства Cosmoscow побила собственный рекорд по посещаемости и собрала более 50 000 зрителей, а спрос, как известно, формирует предложение — в этом году ярмарка Cosmoscow займет оба этажа «Тимирязев центра».