«Падшие ангелы» Ансельма Кифера во флорентийском палаццо Строцци

Ансельм Кифер. Падение ангела, 2022-2023. Падшие ангелы, палаццо Строцци, Флоренция, 2024. © Anselm Kiefer. Эла Бялковска, OKNO Studio. Fondazione Palazzo Strozzi.

В новом проекте «Падшие ангелы» Ансельм Кифер отдает дань уважения палаццо Строцци и его значению для флорентийского Возрождения.


По теме: Александр Бланарь о первом поп-апе галереи Serene в Лондоне

Художник навсегда запомнил его, побывав здесь впервые еще в 1960-х. В своем дневнике в юности он отметил гармонию и симметрию, характерные для архитектуры здания, по иронии, полностью противоположные его работам в масштабе и амбициям. Теперь он вернулся в палаццо Строцци с новой экспозицией, соединившей новые и старые работы.

Ансельм Кифер. Падшие ангелы, палаццо Строцци, Флоренция, 2024. © Anselm Kiefer. Эла Бялковска, OKNO Studio. Fondazione Palazzo Strozzi.

В центральном дворе разместилось семиметровое «Падение ангела», созданное специально для палаццо. Работа изображает архангела Михаила на золотом фоне, указывающего на открытое небо, падшие ангелы лежат у его ног — об этом зрителям сообщают выступающие темные объемы старой одежды. В характерной для себя манере Кифера оставляет возможности для трансформации полотна — под открытом небом сусальное золото и тактильная поверхность будут подвержены постоянному воздействию природных стихий.

Сцена и мотив, к которому не раз обращались мастера эпохи Возрождения, дала выставке название и основное настроение: художник противопоставляет добродетель и бунт, красоту и уродство, задаваясь вопросом, можно ли однажды примирить эти сущности. Самая драматичная серия Кифера здесь — это «Облученные картины», созданные между 1983 и 2023 годом. Шестьдесят работ покрывают стены и потолок самой большой комнаты палаццо. Зеркало в центре множит изображения, создавая пугающее, замкнутое в себе пространство, из которого нет выхода. Разлагающиеся, исцарапанные, искалеченные полотна олицетворяют симбиотические отношения между созиданием и разрушением.

Ансельм Кифер. Облученные картины, 1983-2023. Падшие ангелы, Палаццо Строцци, 2024. © Anselm Kiefer. Эла Бялковска, OKNO Studio. Fondazione Palazzo Strozzi.

Помимо привычных отсылок к мифологии, религии, философии и литературе, эта выставка взаимодействует с самой архитектурой палаццо. Сусальное золото, которое в изобилии присутствует в декоре, стало визитной карточкой флорентийского Возрождения. Кифер использует его вместе со свинцом, а также применяет для создания работ огонь и электролиз, что вместе напоминает об алхимии, которая так увлекала великие умы эпохи. Все в экспозиции говорит об изменчивости, мутации и капитуляции перед высшими силами.

‎ Падшие ангелы. Ансельм Кифер. Палаццо Строцци, Флоренция Cromwell Place, Лондон. До 21 июля 2024.

Ансельм Кифер. Падшие ангелы, палаццо Строцци, Флоренция, 2024. © Anselm Kiefer. Эла Бялковска, OKNO Studio. Fondazione Palazzo Strozzi.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит