Постапокалиптическое будущее и модернистское прошлое в проекте художницы Клары Хоснедловой

Клара Хоснедлова, Без названия (из серии Growth), 2024, деталь (с пристуствием перформеров), выставка Клары ХоснедловойGrowth, Kunsthalle Basel, 2024, фото: Zdeněk Porcal — Studio Flusser / Kunsthalle Basel.

Пустынные лунные ландшафты, древние окаменелости или плоть инопланетян — что бы вы ни увидели в биоморфной вышивке Клары Хоснедловой, ее работы производят зловещее впечатление. Это первый персональный проект чешско-немецкой художницы в Базеле. Масштабная выставка в Kunsthalle, превратившая залы музея в пугающую сцену неслучившегося будущего, продлится здесь до 20 мая.


По теме: Индустриализация и экология в работах фотографа Эдварда Буртинского

Проект Growth — это размышления об индустриальном прошлом и технологическом будущем, вопрос о том, к чему ведет рост любой ценой. Не может ли он превратится в опухоль, которая болезненно разрастается в человечестве? И каким будет наш ответ перед лицом будущего поколения?

Клара Хоснедлова, Growth, Kunsthalle Basel, 2024, вид экспозиции, фото: Zdeněk Porcal — Studio Flusser / Kunsthalle Basel.

Инсталляция Хоснедловой — мир после ядерной катастрофы или инопланетного вторжения, которая может напомнить о хоррорах 1980-х. На полу сквозь простую цементную плитку прорываются смола, грязь, ржавый металл — и жуткие существа, природу которых сложно определить и описать. Оставило их человечество или те, кто стер его с лица земли, остается загадкой.

Клара Хоснедлова, Growth, вид экспозиции (с присутствием перформеров), Kunsthalle Basel, 2024, фото: Zdeněk Porcal — Studio Flusser / Kunsthalle Basel.

В своем творчестве художница обращается одновременно к научно-фантастической эстетике и наследию модернизма, в окружении которого она выросла. Она начала экспериментировать с традиционными техниками вышивки еще во время учебы. Кропотливая ручная работа восхищает ее именно благодаря количеству вложенного в процесс труда: произведения, которые из-за масштаба кажутся изготовленными промышленным способом, Клара до сих пор создает сама.

Клара Хоснедлова, Без названия (из серии Growth), 2024, деталь, выставка Клары Хоснедловой Growth, Kunsthalle Basel, 2024, фото: Zdeněk Porcal — Studio Flusser / Kunsthalle Basel.


Другой интересный аспект — континуальность ее работ. Закрытые для публики и задокументированные инсталляции и перформансы становятся впоследствии частью вышивок и таким образом продолжаются друг в друге до бесконечности. Снимки напоминают жуткое празднество или дикий первобытный ритуал, но чем они станут, обернутые в вышивку, только предстоит увидеть.

• Клара Хоснедлова. Growth. Kunsthalle Basel, Базель, Швейцария. 9 февраля — 20 мая.

Клара Хоснедлова, Growth, вид экспозиции (с присутствием перформеров), Kunsthalle Basel, 2024, фото: Zdeněk Porcal — Studio Flusser / Kunsthalle Basel.
Клара Хоснедлова, Без названия (из серии To Infinity), 2023, выставка Клары Хоснедловой Growth, Kunsthalle Basel, 2024, фото: Zdeněk Porcal — Studio Flusser / Kunsthalle Basel.
Клара Хоснедлова, Growth, вид экспозиции, Kunsthalle Basel, 2024, фото: Zdeněk Porcal — Studio Flusser / Kunsthalle Basel.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит