«Моденский цикл» Жана-Мишеля Баскиа в The Fondation Beyeler

Жан-Мишель Баскиа картины фото
The Guilt of Gold Teeth, 1982. Акрил, аэрозольная краска и масляная палочка, холст, 240×421.3 см. Nahmad Collection. © Estate of Jean-Michel Basquiat. Licensed by Artestar, New York. Фото: Annik Wetter.

Восемь редких крупномасштабных работ Жана-Мишеля Баскиа воссоединились в Базеле. Впервые The Fondation Beyeler показывает в одной экспозиции шедевры, которые художник написал в 1982 году в Италии для выставки, которая так и не состоялась. В рамках шоу «Баскиа. Картины Модены» более 40 лет спустя эти произведения можно увидеть вместе — так, как и задумывал автор. Это действительно редкая возможность, ведь они находятся в частных коллекциях США, Азии и Швейцарии и оцениваются в 800 миллионов долларов.


По теме: Протестное искусство Баскии в Музее Гуггенхайма

Жан-Мишель Баскиа (1960–1988) входит в число самых значительных художников конца XX века. Он начал свою карьеру на нью-йоркской андеграундной сцене как музыкант и граффити-поэт, но позже полностью переключился на изобразительное искусство. Его энергичные выразительные картины восхищали. Он был самым молодым художником, приглашенным для участия в Documenta 7, проходившей в Касселе летом 1982 года, — ему был лишь 21 год. При поддержке Энди Уорхола он добился международного признания.

Ему удалось создать новый образный и формальный язык. Его произведения, населенные комическими фигурами, силуэты скелетов, необычные повседневные предметы и поэтические лозунги красочны и сильны. Он объединил мотивы поп-культуры, истории искусства, а также политические и экономические темы в критическое высказывание об обществе потребления, социальной несправедливости и расизме.

Жан-Мишель Баскиа картины фото
Untitled (Woman with Roman Torso [Venus]), 1982. Акрил, аэрозольная краска и масляная палочка, холст, 241×419.7 см. Частная коллекция. © Estate of Jean-Michel Basquiat. Licensed by Artestar, New York. Фото: Robert Bayer.

На пике своей популярности Баскиа получил приглашение от итальянского галериста Эмилио Маццоли. Художнику предстояло создать работы для разовой выставки. Ему предоставили рабочее помещение и принадлежности для рисования. Когда Баскиа приехал в город, он наткнулся на несколько готовых картин другого художника, Марио Скифано, а также грунтованные и чистые холсты. Так была создана группа картин размером не менее двух на четыре метра, каждая из которых не похожа на то, что он делал до того момента. Подписывая оборотную сторону полотен «Модена» и своей подписью, он идентифицировал их как сплоченную группу произведений. Некоторые из восьми картин имеют одинаковые оттенки, например, в фоне, а также аналогичное использование ярких красных мазков для подчеркивания фигур. У Баскиа было обыкновение работать сразу над несколькими полотнами, так как разным слоям краски требовалось время для высыхания.

Жан-Мишель Баскиа работы фото
Boy and Dog in a Johnnypump, 1982. Акрил, аэрозольная краска и масляная палочка, холст, 240×420.4 см. Частная коллекция. © Estate of Jean-Michel Basquiat. Licensed by Artestar, New York. Фото: Daniel Portnoy.

Однако сложности с оплатой работ привели к отмене запланированной выставки в Европе. Несколько лет спустя Баскиа рассказал в интервью, насколько разочаровал его опыт Модены: «Мне приходилось делать восемь картин в неделю. Я работал как на фабрике, больной фабрике. Я ненавидел это». Работы нашли новых покупателей через его нью-йоркского дилера Аннину Носей. Бруно Бишофбергер купил четыре картины («Прибыль I», «Мальчик и собака в Johnnypump», «Без названия» («Венера»), «Вина золотых зубов»), а остальные четыре вошли в различные международные коллекции.

Жан-Мишель Баскиа работы фото
Untitled (Devil), 1982. Акрил, аэрозольная краска, холст, 238.7×500.4 см. Частная коллекция. © Estate of Jean-Michel Basquiat. Licensed by Artestar, New York
Фото: 2023 Phillips Auctioneers LLC.

Согласно заявлению Фонда, «цикл Модены» имеет несколько общих мотивов и стилистических особенностей, включая «монументальную, часто черную фигуру на фоне широких, жестикуляционных и выразительных мазков… человеческое и животное тело занимают центральное место». «Без названия» («Ангел») и «Без названия» («Дьявол»), действующие как квази-диптих, изображают одноименные фигуры ангела и дьявола в виде портретов-бюстов с поднятыми руками — поза, которую можно понимать как умоляющий и торжествующий жест, и это повторяется не только в других картинах моденского цикла, но и во всем творчестве Баскиа.

Жан-Мишель Баскиа картины фото
.Profit 1, 1982. Акрил, аэрозольная краска и масляная палочка, холст, 220×400 см. Частная коллекция, Швейцария. © Estate of Jean-Michel Basquiat. Licensed by Artestar, New York. Фото: Robert Bayer.

Сэм Келлер, директор Фонда Бейелера, комментирует: «Сегодня все „Моденские картины“ находятся в частных коллекциях. Некоторые из них экспонировались на различных выставках, но никогда не собирались вместе, как изначально задумал Баскиа. Благодаря нашему многолетнему сотрудничеству с семьей художника и коллекционерами его работ мы смогли собрать все картины в одном месте, что позволило нам наверстать упущенное звено в истории искусства».

Жан-Мишель Баскиа картины фото
The Field Next to the Other Road, 1982. Акрил, аэрозольная краска и масляная палочка, чернила, холст, 221×401.5 см. Частная коллекция. © Estate of Jean-Michel Basquiat. Licensed by Artestar, New York. Фото: Adam Reich.
Жан-Мишель Баскиа работы фото
Untitled (Angel), 1982. Акрил, аэрозольная краска, холст, 244×429 см. Частная коллекция. © Estate of Jean-Michel Basquiat. Licensed by Artestar, New York. Фото: Robert Bayer.
Жан-Мишель Баскиа работы фото
Untitled (Cowparts), 1982. Акрил, аэрозольная краска и масляная палочка, холст, 239.4×420 см. Aby Rosen Collection, New York. © Estate of Jean-Michel Basquiat. Licensed by Artestar, New York. Фото: Adam Reich.

Концентрация красоты у нас в Pinterest