Пол Смит оформил выставку Пикассо в Париже

Пол Смит оформил выставку Пикассо в Париже

Британский дизайнер сэр Пол Смит оформил выставку, к 50-летию со дня смерти Пабло Пикассо в Национальном музее Пикассо в Париже. Он соединил джазовый саундтрек с главными шедеврами, развешенными на красочно оформленных стенах, оклеенных страницами из старых модных журналов.


По теме: Тренды дизайна 2021: 6 интерьерных тенденций по версии немецких экспертов

Пол Смит говорит, что ему дали «карт-бланш» на то, чтобы делать то, что нравится в роли арт-директора шоу под названием «Праздник Пикассо: коллекция в новом свете». Бриф был таков: «вы вольны интерпретировать работы Пикассо так, как хотите».

Подлинный дизайнер, Пол Смит продолжает оставаться новатором и вдохновлять мир моды и дизайна во всем мире. Владелец одного из самых выдающихся брендов мужской одежды Смит всегда считал Пикассо источником вдохновения: «Пикассо актуален для любого творческого человека, работающего сегодня». Однако, дизайнер, безусловно не представляет себя в роли эксперта по творчеству Пикассо и придумывал экспозицию вместе с кураторами Сесиль Дебрэ, новым директором Музея Пикассо, и искусствоведом Жоанной Снреч.

Пабло Пикассо. Self Portrait, 1901
Пабло Пикассо, Tête de taureau Printemps, 1942.

Выставка славится некоторыми шедеврами Пикассо, созданными вскоре после того, как он впервые приехал в Париж, в возрасте 19 лет, в 1900 году. Пикассо жил и работал в районе Монмартра, деля студию со своим другом детства, испанцем Карлосом Касагемасом. Но их дружба оборвалась, когда Касагемас покончил жизнь самоубийством в 1901 году. Смерть друга отправила Пикассо в период глубокой скорби, что привело к Голубому периоду. В экспозиции есть «Автопортрет Пикассо» (1901), картина, которую 20-летний художник нарисовал в синих и пурпурных тонах — в гамме, которая, как позже прокомментировал Пикассо, отражала его депрессию. В течение следующего года он рисовал портреты бездомных попрошаек и одиноких пьяниц в темных барах рядом с домом. Картины Голубого периода Пикассо размешаны в комнате, которую Смит залил оттенками синего. Здесь есть наброски и подготовительные рисунки к шедевру «Авиньонские девицы» (1907), картине, которая обозначила движение Пикассо к кубизму.

Пабло Пикассо, Jacqueline aux mains croisées, 1954.

Пабло Пикассo, Portrait of Dora Maar, 1937.

Далее показ сосредотачивается на том, как Пикассо изображает своих женщин-муз. Смит включил портрет Доры Маар, молодого французского фотографа хорватского происхождения, урожденной Генриетты Теодоры Маркович, с которой Пикассо познакомился в Les Deux Magots. Маар теперь чтят как одну из ведущих женщин-фотографов своего поколения, в 2020 году ее ретроспектива состоялась в лондонской Тейт Модерн. Маар какое-то время была главной натурщицей Пикассо и задокументировала создание его самых политических работ. Например, «Герники» (1937), которая сейчас висит в Музее королевы Софии в Мадриде.

Помимо шедевров, Пол Смит сосредоточивает наш взгляд на некоторых второстепенных работах Пикассо из собрания Музея Пикассо, насчитывающей 20 000 единиц хранения. На выставке показаны страницы, вырванные из майского номера Vogue за 1951 год: Пикассо превратил моделей из модного журнала в гротескные фигуры, нарисовав на фотографиях несколько линий. На выставке также представлены работы современных зарубежных художников Гильермо Куитка, Оби Окигбо, Микален Томас и Шери Самба.

«Надеюсь, нам удалось собрать много визуального опыта для того, чтобы это было интересно для более молодой аудитории и аудитории, которая не очень хорошо осведомлена о творчестве великого мастера. Это более спонтанный и инстинктивный подход. Как дизайнер вещей, я всегда работал очень инстинктивно и никогда ни над чем серьезно не трудился», — говорит Пол Смит.

• Picasso Celebration: The Collection in a New Light!, Musée National Picasso-Paris, 7 марта — 27 августа 2023

Chéri Samba, Quand il n'y avait plus rien d'autre que... L'Afrique restait une pensée, 1997. Фото: Florian Kleinefenn/Courtesy Galerie MAGNIN-A