BRAFA 2017: квест для декоратора

BRAFA 2017: квест для декоратора

Брюссельская ярмарка искусства BRAFA — одно из любимых мероприятий европейских декораторов. Старейшая — ибо  проводится с 1956 года, вечно молодая, ибо организаторы чувствуют конъюнктуру и умело ведут этот роскошный корабль, сохраняя курс  в самых драматичных экономических ситуациях. В этом году в выставочном центре Tour&Taxis гостей встречали 132 галереи из 16 стран. Цена стенда c оформлением для галерей-участниц  колеблется от 25  до 50 тыс. евро. Организаторы довольны: несмотря на снижение общей активности и цен на рынке, на ярмарке появились 13 новых галерей.  Посетителей оказалось много — 61 250 человек (в прошлом году их было 58 000).

BRAFA, как всегда, по-хорошему эклектична (нет тематических зон, бок о бок стоят галереи, продающие африканскую скульптуру и европейское серебро, живопись старых мастеров и дизайнерские браслеты). BRAFA по-прежнему универсальна по ценам — миллионные полотна Шагала (Galerie Boulakia), авторские шелкографии  Франсуа Авриля по 150 евро на стенде Huberty&Breyne Gallery, пейзаж Ренуара за 790 тыс. евро (Stern-Picasso) и  старинную географическую карту за 5 тыс. евро. Приглашенный гость нынешнего года, аргентинский художник Хулио Ле Парк, своими инсталляциями существенно усилил ощущение, что на ярмарке  много современного искусства. Модернистов и современников становится все больше, и BRAFA следует глобальной тенденции всех мировых ярмарок.

Голова Будды, Гандара, III-IV вв. Galerie Barrere.

Итак, на что делают ставку галереи? Во-первых, на фьюжн. Тут не боятся сочетать произведения, разнесенные во времени и пространстве. Например, в Galerie Mathivet предлагали столы и стулья (листья-веточки-латунь) современного скульптора Франка Эвену и ковры австралийских аборигенов.

Законодатель моды на коктейль эпох Аксель Верворд (Axel Vervoordt), отлично знакомый московским профессионалам интерьера, всегда смешивал античную скульптуру, средневековых будд и абстрактную живопись ХХ века вроде полотен Лучо Фонтаны. С некоторых пор к триаде прибавились современные художники-китайцы. 

Гобелен «Тысяча цветов». Южные Нидерланды. Турне или Брюгге, ранний XVI в. Шерсть, шелк. 181 x 170 см. De Wit Fine Tapestries.

Всё по правилам: эклектичной ярмарке — эклектичные стенды. Второе очевидное увлечение галерей — blow-up.  Никто не рискует, потратив от 25 до 50 тыс., всю экспозицию отдавать одному мастеру, но именно на BRAFA все чаще галеристы делят стенд пополам, чтобы все-таки устроить небольшое one-man show или в общей экспозиции намеренно выделяют одно имя. Ги Питерс (Guy Pieters Gallery) cнова прославлял своего супергероя — художника Яна Фабра. Большие бюсты плюс акварельные работы в рамках по 30 тыс. евро каждая  — проект «Карнавал мертвых» — как всегда, занимали 2/3 стенда.

Галерея Francis Maere Fine Art половину стенда отвела под выставку бельгийского скульптора Эжена Доденя (1923–2015). Мюнхенская Die Galerie потеснила экспозицию мастеров объединения «Кобра» и выделила драгоценные квадратные метры для десятка живописных (по цене 10–25 тыс. евро) и скульптурных работ Алена Клемана — художника, чье творчество среди топ-декораторов вызывает прилив адреналина: жирные яркие полосы на холстах и рельефах, и скульптуры — закрученные ленты — просто идеальны для лофтов и стометровых гостиных.  

Комод, рубеж эпох Людвика XV и Людовика XVI, ок. 1765, парижский мастер Л. Буден (1735-1807). Маркетри из дальбергии, алеппский мрамор, декоративные накладки из позолоченной бронзы. Burzio.

Ваза для фруктов, серебро, позолота, мастерская Берне, сервиз по заказу Великого князя Константина Павловича, 85 тыс. евро. Galerie Lamy.

Cамый интересный пул для поисков вещей-солистов в проекте — галереи cо специализацией «дизайн ХХ века» и «декоративно-прикладное искусство». В этом году их было немного — десяток, но эффектных предметов достаточно, чтобы сделать дом незабываемым.

Франкфуртская галерея Franck Landau приготовила отличное предложение по «иконам» дизайна  ХХ века. Стол Ханса Вегнера в хорошем состоянии — за 26 тыс. евро. Культовый диван  бразильского модерниста Жоржи Залзупина со спинкой из досок жакаранды, набитыми с изумительными щелями, напоминающими о деревенских заборах, — всего за 24 тыс. евро. Диван Джорджа Накашимы 1960 года — за  58 тыс. евро. «Мы умеем находить редкие предметы и возбуждать к ним интерес», — признался  владелец галереи Франк Ландау. «Спрос на бразильских  модернистов усиливается с каждым годом, и мы готовы принять этот вызов».

Энергичная парижская галеристка Элен Грейне  (Galerie Martel Greiner) преуспела в продвижении французских мастеров 1950–1960-х годов. Для брюссельской ярмарки к соотечественникам она добавила скульптурную мебель итальянца Джузеппе Ривадосси (р. 1935). Плоский высоченный комод с полукруглым верхом сделан из липы. С двумя маленькими ящиками внутри. Завораживающий своей бесполезностью и оригинальной формой. Черный табурет французской скульпторши Парвин Кюри (работа 2014 г.). Авторская скульптура, на которой и посидеть не грех, — что может быть лучше? А зеркало с  танцующими скелетами — вещь эпатажная, но достаточно тонкая по работе, чтобы подумать о ее покупке.

Письменный стол, диз. Р. Коэн, ок. 1970. Полированная латунь, дерево, Formica. Размеры 75 x 243 x 100 см. Futur Anterieur.

Комод, диз. O. Нильсон, Ryegårds Carpentry, Швеция. ок. 1940. Красное дерево и ясень, Galerie Le Beau.

Шкаф-сервант с дверцами, отделанными пергаментом. Детали из черного дерева. Италия, сер. ХХ в. Galerie Anne Autegarden.

Бельгийская Galerie Anne Autegarden  предлагает итальянские предметы XX века: свет, мебель, интерьерные аксессуары с датировками не позднее 1980-х. Вещи Ико Паризи, Джо Понти, Тобиа Скарпы — до 50 тыс. евро. Анн Отегарден также предлагает бельгийских и американских дизайнеров. В этом году стенд украшали несколько предметов Теренса Харольда Робсджона-Джиббингса. Важно, что цены ниже, чем в  парижских галереях, например, ниже, чем у Eric Lacoste. Еще один плюс: Анн Отегарден умеет предложить и безымянные столы и комоды, выбрав вещи, эффектные по форме и с максимально проявленным «духом времени».  

М. Вальдес. Дама с золотыми украшениями, 1993. Холст, смешанная техника. 163 x 122 см. 380 тыс. евро. Galerie Pascal Landsberg.

Стекло, винтажное и современное, по традиции привезли две галереи. Глубокий знаток всего, что связано с послевоенным  европейским стеклом, Марк Хайреманс  (Galerie Marc Hieremans) выставил итальянские, щведские и французские вазы. Попади они в капиталоемкий проект, позволят отработать моднейший крен  mid century на самом артистичном уровне. Клара Скремини сервировала фирменное блюдо своих ярмарочных показов —  пупырчатые вазы из коллекции Painted Radiation. Их в разных палитрах и формах изготавливает американский мастер Майкл Глэнси путем искусного соединения дутого стекла, меди и урановой пыли. Тут же несколько великолепных работ Марии Кошенковой — канатные узлы из стекла — были благополучно проданы в самом начале  работы ярмарки (цена 6000–10000 евро).

А. Гиллор. Эскиз автомобиля купе для Delahaye. Китайская тушь, акварель, гуашь, бумага. Дизайнер проектировал кузова автомобильного бренда Delahaye c 1937 по 1954 годы. Galerie Berko Fine Paintings.

Еще одна важная тема — коллекционный текстиль. Антверпенская галерея N.Vrouyr в этом году готовится отпраздновать столетие и одновременно шестидесятилетие участия в ярмарке BRAFA. Покупать персидские, туркменские, турецкие ковры отечественным декораторам смысла нет: материал доступен на родине. А вот посмотреть каталоги  галереи с ХХ веком, в том числе предложением по коврам ар деко, было бы разумно. Другое дело галерея De Wit Fine Tapestries, торгующая гобеленами Бове, Обюссона, Брюсселя: богатый ассортимент, культурная реставрация, а о декоративных достоинствах старинных гобеленов и говорить нечего.  

Ж. Занине Калдас (1919-2001). Кресло Revisteiro, диз. начало 1970-х, бразильское дерево пернамбук. Кресло предназначалось для собственного дома дизайнера в Рио-де-Жайнеро. Axel Vervoordt.

А. Йорн. Intоxicatuer Familiale — Mignon et sans danger, 1964. Бумага, картон на масоните. Die Galerie.

Ж. Залзупин. Диван, жакаранда, 1965 г., L'Atelier. Galerie Franck Landau. 26 тыс. евро.

Ф. Авриль. NY Rouge IV. Шелкография на бумаге. Тираж 100 экз. Размер 60х80 см. Huberty & Breyne Gallerie. 150 евро.

Арман. Superposition. Cмешанная техника. Акрил, тюбики с краской, плексиглас, 2000 г. Galerie AB.
А. Клеман. «96А10Р». Холст, масло. 1996 г. Die Galerie.

М. Кошенкова. «Овальная петля». Cтекло, Сlara Scremini. 6 тыс. евро.

И наконец, не стоит забывать о русских вещах. Galerie Lamy не только собрала на стенде великолепную экспозицию старинного серебра, но и приготовила русским покупателям эффектные предметы, связанные с отечественной историей. Владелец галереи Юг-Жан Лами, председатель Бельгийской палаты королевских антикваров, борясь с непроизносимым словосочетанием «Царское село», рассказывал всем желающим историю ампирной позолоченной вазы для фруктов, которая когда-то была сделана для брата Александра I великого князя Константина Павловича (1798–1849) с монограммой его светлости. Предмет был сделан в мастерской Бьене (Maison Biennais) в 1819–1822 годах. Раритет дорогой, 85 тыс. евро, но мемориальная вещь эффектной французской работы. На том же стенде Лами предлагал и русские серебряные бокалы по цене 6000–6500 евро.

Х. Вегнер (1914-2007). Письменный стол AT 325, Andreas Tuck, 1961. Бразильское красное дерево. 71 х 200 х 90 см. Galerie Le Beau.

А. Клеман. 10M1S, крашеная сталь, 2010. Die Galerie.