Андреас Блюм: музей — лучшая альтернатива цифровым технологиям

Андреас Блюм фото

Андреас Блюм (Andreas Blühm), директор Groninger Museum, — профессор по специальности «История искусства, музеи и общество» в Гронингенском университете. За свою карьеру в качестве директора музея Блюм стал связующим звеном между академией, Музеем Гронингера и культурно-образовательной средой. Его усилия сосредоточены на социальных и общественных функциях — он уделяет особое внимание тому, как музей взаимодействует с широкой публикой. Блюм рассказывает INTERIOR+DESIGN о своем видении трендов в искусстве и роли музея будущего.


По теме: Эрик Булатов: свобода в жизни и искусстве

Андреас Блюм фото

Вариации авангарда как тренд

Если бы я только знал, какими могут быть следующие тренды! Даже если бы у меня была определенная концепция, скорее всего, она не была бы убедительной, поскольку предсказывать непросто. Но если серьезно, искусство развивается медленно, и со времен авангарда начала XX века (Пикассо, Малевич, Дюшан, Кандинский) любое новое искусство является его вариацией. В ближайшем будущем мне видится расцвет политически и социально вовлеченного искусства — оно возникнет как обратная реакция на текущую ситуацию.

Андреас Блюм фото
Перформанс Picnic Across the Border, JR.

Взрыв арт-рынка

Самый удивительный феномен последних лет во всем мире, что арт-рынок процветает. Возможно, это связано с низким или даже отрицательным процентом к деньгам в банках и количеством состоятельных людей, которые соревнуются за славу. В пандемию было хуже всего, что мы не могли выполнить свою главную миссию: быть открытыми для публики. А вот что касается обучения искусству, то возвращение к «нормальному» состоянию стало более гибридным. Теперь мы живем в режиме сочетания живых и онлайн-встреч. Практика показала, что чистая онлайн-форма обучения — это ад.

Андреас Блюм фото

Искусство и цифра

Искусство и дизайн должны рассматриваться реальными людьми в реальных условиях — именно это может им обеспечить точки соприкосновения. Конечно, цифровые платформы полезны для получения дополнительной информации или могут быть форумом для лекций и дискуссий. Однако даже лучшие цифровые практики только подтвердили, что нет замены реальной жизни в музее и театре. Сейчас, помимо физических выставок, музеи и галереи предлагают онлайн-просмотр. Но это не более чем тизер или помощь менее мобильным людям. Что касается наших новых инициатив в области экспонирования — мы реализовали множество альтернативных путей. Это возможность панорамных 360-градусных обзоров фотографий онлайн, виртуальные экскурсии с гидом, и некоторые из них даже за платный доступ. В сочетании с основным мероприятием такие формы могут быть очень успешными. Во время тура по нашим выставкам Rolling Stones у нас было зафиксировано 18 000 просмотров подобных онлайн-выступлений. Но в целом я уверен, что музей — лучшая альтернатива влиянию цифровых технологий!

Андреас Блюм фото
Инсталляция, посвященная выставке Rolling Stones, при входе в Музей Гронингера.

О музеях будущего

Музеи постоянно пытаются изобретать себя заново в течение последних 200 лет, но принципы неизменны: собирать, сохранять, представлять и быть зеркалом творческой части общества. На меня глубокое впечатление сейчас производит не какое-то одно экспонируемое произведение, а скорее их сочетание. Даже хорошо известное произведение искусства может говорить с вами совсем по-другому, если поместить его в иной контекст. В большинстве случаев у меня никогда не хватает терпения по-настоящему оценить видео-арт, хотя я бы выделил две работы, потрясшие меня. Одна из них — это «Ночная жизнь 2015 года» Сиприена Гайяра, представленная на выставке Hyper в музее Deichtorhallen в Гамбурге в 2019 году. Другой пример — это произведение Марселя Оденбаха «Тот, кто страдает», подготовленное для ретроспективы Джона Хартфилда, выставленное в Музее фонда в Зволле (Нидерланды). Обе инсталляции, хотя и очень разные, завораживали и своим содержанием, и визуально.

Андреас Блюм фото
Вид Музея Гронингера.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит