В сотрудничестве с Fondazione Musei Civici di Venezia, FMCV музей-заповедник «Царицыно» предлагает выставку о венецианской культуре XVIII века. Впервые в России демонстрируются около ста предметов из собраний Дворца дожей, музеев Коррер и Ка'Реццонико (Музей Венеции XVIII века), Музея стекла на острове Мурано и палаццо Мочениго (Музей тканей и костюмов). Кураторы выставки: Дарья Колпашникова (ГМЗ «Царицыно») и Кьяра Скуарчина (Фонд городских музеев Венеции).
По теме: Paris Photo 2018: женщинам о женщинах
Период, которому посвящена выставка — венецианское «сеттеченто», XVIII век — стал последним веком существования независимого города-государства. После поражения в 1718 году в войне с Турцией и утраты контроля над Средиземноморьем некогда всемогущая Венецианская республика лишилась своего влияния и была вынуждена избегать всяких конфликтов в отношениях с более сильными государствами. Но эта спасительная политика позволила ей сохранять самостоятельность еще более 80 лет. То были прекрасные десятилетия, полные развлечений. Горожане больше не оплачивали войны, и торговля, пусть и не столь масштабная как раньше, давала неплохой доход. Денег хватало не только на хлеб, но и на зрелища, и в этом венецианцы преуспели особенно.
В книге «Образы Италии» Павел Муратов цитирует швейцарского писателя Марка Монье (1829–1885): «Венеция накопила за собой слишком много истории, она отметила слишком много дат и пролила слишком много крови. Она слишком долго и слишком далеко отправляла свои страшные галеры, слишком много мечтала о грандиозных предназначениях и слишком многие из них осуществила... После трудной недели настало наконец воскресенье и начался праздник». Карнавальная маска, которую можно было носить по полгода, не боясь быть раскрытым, меняла нравы и манеру поведения людей.
Экспозиция «Под маской Венеции» занимает восемь залов Хлебного дома. Пространство устроено таким образом, что посетители могут выбрать один из двух путей, двух вариантов отношений с городом человека, оказавшегося в Венеции в XVIII веке в период карнавала. Заглянуть в кабинет образованного венецианца и будуар светской дамы. Отдельный зал посвящен азартным играм, ведь Венеция была единственным городом в Европе, где были разрешены казино.
«Под Маской Венеции скрывается приглашение в театр: сцены городской жизни венецианцев оформлены как декорации, — говорит архитектор выставки Юлия Наполова, бюро PS Culture. — Архитектура залов уходит от имитации истории к чувственному восприятию пространства. Стрельчатые арки палаццо, зеркала, градиенты и неон сливаются в своеобразном калейдоскопе и — в зависимости от выбранного пути — формируют новый узор. Тайны Венеции непостижимы, но мы и не стремимся их разгадать. Мы чествуем их в материалах и приемах — металл с эффектом водной глади, фрезеровка силуэтов, отражения и сложная палитра цветов».
• «Под маской Венеции», Музей-заповедник «Царицыно», Хлебный дом, до 29 августа 2021