Музей «Гараж»: весенний сезон выставок 2021

Музей «Гараж»: весенний сезон выставок 2021

выставки в Москве фото
Михаил Максимов. Флэталити. 2020. Многоканальное видео

Центр современной культуры Гараж открыл весенний сезон тремя проектами. Каждая выставка исследует различные аспекты: от феномена «нереализации» до трансформаций движущегося изображения и спекулятивных прогнозов в «эпоху коронацена».  


По теме: Искусство и коронавирус: 25 муралов из разных стран

выставки в Москве фото
Давид Кларбаут. Конфетти. 2015–2018. Двухканальная цветная видеопроекция, 3D-анимация, без звука. 18 мин. 25 сек.
Давид Кларбаут. Конфетти. 2015–2018. Двухканальная цветная видеопроекция, 3D-анимация, без звука. 18 мин. 25 сек.

выставки в Москве фото
Давид Кларбаут. Фрагменты счастливого мгновения. Алжир. 2008. Одноканальная черно-белая видеопроекция, стереозвук. 37 мин.

Персональная выставка Давида Кларбаута под название «Невидимый звук» открывает цикл выставок трех художников, работающих с кино и видео. Экспозиции призваны расширить представление как о формах и функциях движущегося изображения, так и эмоциях, которые оно может вызвать. Кларбаут создает гибридные произведения, где различные медиумы растворяются друг в друге. Для создания образов художник использует видео, фотографию, кино и 3D-технологии. Его работы исследуют феномен «темной оптики» — именно этот термин Кларбаут применяет для обозначения современного состояния изображения. Он утверждает, что производство искусства стремится вернуться к установкам до 1850 года, то есть до широкого распространения фотографии: это означает, что изображение снова создается умелыми ремесленниками, манипулирующими реальностью с помощью графических и видеоредакторов. Фотография больше не документ: ее достоверность вызывает все больше сомнений, поскольку эффективность цифровых средств обработки графических файлов все возрастает.

выставки в Москве 2021 фото
Выставка «Настоящее время, несовершенный вид»

выставки в Москве 2021 фото
Выставка «Настоящее время, несовершенный вид»
выставки в Москве фото
Выставка «Настоящее время, несовершенный вид»
выставки в Москве фото
Выставка «Настоящее время, несовершенный вид»
выставки в Москве фото
Выставка «Настоящее время, несовершенный вид»

Еще один проект весеннего сезона — «Настоящее время, несовершенный вид» — рассматривает феномен отмены и «нереализации», который стал частью жизни каждого, кто связан с производством культуры — художников, архитекторов и различных институций. Выставка — своего рода настройка терапевтический оптики, открывающей художественные истории и персонажей из архивов Музея современного искусства «Гараж». В этой экспозиции представлен документальные реконструкции нереализованных идей самой разной типологии.

Это проект танцплощадки, которую архитектор Игорь Пяткин предлагал построить на месте «Шестигранника» в парке Горького; замысел светозвукового оформления Красной площади Франциско Инфанте; план издания каталога «Музея желаний» — коллекции проектных идей женщин-художниц; незавершенный проект экспозиции «Меланхолия» Петра Белого для петербургского парка около ДК Газа. Причины отмены проектов разнятся так же, как реальность десяти-, двадцати-, сорокалетней давности — и актуальная «пандемическая» реальность. Их природа и находится в фокусе внимания выставки.

выставки в Москве 2021 фото
Мария Овчинникова. Небесные пасхальные яйца. Архитектоника. 1993. Коллаж. Архив Музея современного искусства «Гараж», фонд Наталии Каменецкой
выставки в гараже фото
Мария Овчинникова. Небесные пасхальные яйца. Архитектоника. 1993. Коллаж. Архив Музея современного искусства «Гараж», фонд Наталии Каменецкой

выставки в Москве фото
Франциско Инфанте-Арана у своей модели Московского Кремля, созданной для проекта кинетического освещения башен Кремля и Красной площади. 1968. Архив Музея современного искусства «Гараж», фонд Франциско Инфанте-Араны

выставки в гараже фото
Франциско Инфанте-Арана. Проект-схема кинетического освещения башен Московского Кремля и Красной площади. 1968. Эскиз. Архив Музея современного искусства «Гараж», фонд Франциско Инфанте-Араны
выставки в гараже фото
Франциско Инфанте-Арана. Проект-схема кинетического освещения башен Московского Кремля и Красной площади. 1968. Эскиз. Архив Музея современного искусства «Гараж», фонд Франциско Инфанте-Араны
выставки в гараже 2021 фото
Александр Никольский. Макеты военных истребителей и танка для проекта «Парк Победы», сделанные из чертежей, найденных на заброшенных военных производствах. 2018–2019. Бумага. Предоставлено художником
выставки в гараже 2021 фото
Александр Никольский. Макеты военных истребителей и танка для проекта «Парк Победы», сделанные из чертежей, найденных на заброшенных военных производствах. 2018–2019. Бумага. Предоставлено художником

Третье шоу «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» было задумано еще во время первого локдауна. Тогда «Гараж» предложил авторам и творческим коллективам, проживающим и работающим на территории России, рассмотреть спекуляции (от лат. speculatio — «высматривание») в широком философском смысле: как одну из форм взаимодействия с реальностью и/или умозрительное рассуждение о возможном — таким образом с помощью искусства можно было бы на любой смысловой дистанции рассуждать о текущей ситуации. Такой подход дал возможность авторам реализовать новые масштабные и амбициозные работы: из более 1000 заявок было отобрано 33 участника, среди которых 11 групповых проектов.

Выставка преъявляет широкий спектр прогнозов, прозрений и сценариев — абсурдных, фантастических, визионерских и порой пугающе реалистичных. Представленные работы обращены не только в будущее, но и к возможному прошлому или настоящему, трактуя «спекуляцию» предельно широко: от фигуры рыночного спекулянта и тайных обществ до альтернативной медицины и технологических стартапов.

выставки в Москве фото
Митя Зильберштейн. SiNai. 2020. Видеоинсталляция

выставки в Москве фото
Андрей Шенталь. # 1. Из серии «Москва — Пекин». 2019–2020. Фотография

выставки в Москве фото
Дарья Правда. Спиритическая фотография из проекта «Электрическое тело». 2018. Фотография на стеклянной фотопластине

выставки в Москве фото
Родни Грэм. Фонокинетоскоп. 2001. Фильм на 16-мм пленке (5 мин.), проигрыватель, виниловая пластинка. Коллекция Рингир, Швейцария

выставки в Москве фото
Анна Фобия. ВЕРА. Из проекта «Ультравайленс». 2020. Цифровой коллаж

выставки в Москве фото
Вид экспозиции выставки Никиты Селезнева «Карате-поэзия». MYTH Gallery, Санкт-Петербург, 2020. Фото: Владимир Абих

Архитектурная концепция этой выставки разработана бюро «Новое»: она объединяет галереи Музея единой суперповерхностью, прочерченной по модульной сетке и состоящей из светящихся квадратов матового стекла. Зрителям предлагается передвигаться по выделенному маршруту — движение вдоль экспозиции напоминает прохождение компьютерной игры. Такая геймифицированная среда вдохновлена научно-фантастическими фильмами, аркадными видеоиграми, а также отсылает к кроссвордам, формулярам, анкетам и рекомендованной ВОЗ дистанции (1,8 м). Перемещение превращает осмотр выставки в приключение, создавая новый телесно-зрительский опыт.

выставки в Москве фото
Экспозиция выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена»
выставки в Москве фото
Экспозиция выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена»
выставки в Москве фото
Экспозиция выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» 
выставки в Москве фото
Экспозиция выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена»

выставки в Москве фото
Экспозиция выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена»

выставки в Москве фото
Экспозиция выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена»

выставки в Москве фото
Экспозиция выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена»

выставки в гараже 2021 фото
Экспозиция выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена»

выставки в Москве фото
Экспозиция выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена»

выставки в Москве фото
Экспозиция выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена»

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит