Архитектор без образования: пять великих самоучек

Архитектор без образования: пять великих самоучек

Профессия архитектор, как врач или юрист, требует многолетнего образования. Постоянно сдавать экзамены, состязаться в конкурсах, много и бесплатно работать, быть хорошим управленцем и постоянно совершенствовать искусство самопрезентации — вот далеко не полный перечень навыков, необходимых для успеха. При этом практикам нельзя забывать об академической карьере, которая должна поддержать их во времена строительных кризисов и укрепить репутацию. Проектирование дома или города (как здоровье или правовую помощь) мы можем доверить только высококвалифицированному специалисту. Так ли это? Кто вошел в историю мировой архитектуры без диплома архитектурного ВУЗа? Весьма заметные личности — Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Луис Салливан, Бакминстер Фуллер, Фрэнк Ллойд Райт, Луис Барраган, Карло Скарпа. Список аутодидактов продолжают пять наших современников, чьи имена известны всем, кому дорога профессия архитектор.

 

Петер Цумтор (р. 26 апреля 1946)

«Самое важное в архитектуре — это не создание формы, а совсем другие вещи: свет, структура, игра теней, запахи и так далее»

Лауреат Притцкеровской премии (2009) и золотой медали Royal Institute of British Architects (2013) швейцарец Петер Цумтор в юности пошел по стопам отца и стал учеником столяра в мастерской по изготовлению шкафов и комодов. Образование получил в Базельской школе искусств и ремесел (1963-67) по специальности «дизайнер». За этим последовало короткое пребывание в нью-йоркском институте Пратт, где Цумтор продолжил изучение промдизайна. В 21 год он получил работу в Департаменте по сохранению памятников в Граубюндене, занимаясь реставрацией, планированием и консультациями. Прошло еще двенадцать лет, прежде чем молодой талант создал собственную фирму. В небольшой мастерской в деревне Хальденштайн работают всего несколько сотрудников, которым приходится быть начеку: Цумтор двигается и объясняет тихо. Студентам института в Мендризио тоже приходится привыкнуть к медленной манере изложения любимого профессора. Петер Цумтор гордится тем, что он никогда не получал степень по архитектуре. «Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье вышли из традиции, в которой все архитекторы еще знали, что хорошо и как не надо делать. Мы должны заставить университеты обучать плотников, мебельщиков и кожевенников. Архитекторы хотят быть философами и художниками».

Мемориал в Вардё (Норвегия, 2011), посвящённый жертвам «охоты на ведьм» в XVII веке.

 

 

Алехандро Аравена (р. 22 июня 1967)

«Рисуя, ты строишь заново. Измеряя, снова оказываешься перед пустым листом бумаги»

Профи с выразительной прической Аравена активно занимается социально ответственными проектами: его заказчики — обездоленные, его враг — бедность, сегрегация и жестокость в городах. Притцкеровский лауреат и куратор Венецианской архитектурной биеннале (2016) Алехандро Аравена закончил Католический университет в Чили по специальности математик. Год учился в Архитектурном институте Венецианского университета (1992-93). В 90-х проектировал рестораны и магазины, даже открыл свой собственный бар, где работал по ночам. В 2000-м его позовут преподавать в Гарвард, и Аравена вместе с другом, транспортным инженером Андресом Якобелли, создаст компанию Elemental S.A. — центр проектирования доступного жилья. Авторы станут внедрять концепцию «пошагового жилья» или «половины хорошего дома»: строители возводят элементарные малоэтажные коробки и проводят коммуникации, остальным бюджетом жители должны распорядиться самостоятельно, повышая со временем уровень комфорта и статус своего жилья. Сегодня портфолио Elemental насчитывает вполне внушительную цифру: 2 500 домов для малоимущих.

 
Университет Святого Эдварда в Остине, Техас, США.

 

Леон Крие (р. 7 апреля 1946)

«В наше время ответственный архитектор строить ничего не может… Строить сегодня — значит лишь вносить посильный вклад в саморазрушение цивилизованного общества»

Внешне Крие не похож на архитектора. Вместо черных одежд а-ля Ямамото в гардеробе Крие — широкополые шляпы, розовые галстуки и шелковые платки. Он ценит перо и тушь. Однако при внешней мягкости Крие — беспощадный полемист со страстностью неофита. Заклятый враг — модернизм и современный город: бизнес-парки, торговые центры и бескрайние пригороды. Мир Крие — это мир пешеходов и памятников в классическом стиле. Главный архитектурный герой — Альберт Шпеер, любимый архитектор Гитлера, которого Крие назвал последней великой надеждой классического урбанизма. Что сделал Крие, чтобы стать безоговорочным авторитетом для принца Чарльза и первым получить премию Дрихауса (2003) за достижения в «традиционной» архитектуре? Проучившись год в Штутгардском университете, 24-летний Крие бросил его и поехал на шесть лет стажироваться в британскую мастерскую Джеймса Стирлинга, о котором сразу же написал монографию. После стал преподавать в Архитектурной ассоциации в Лондоне и больше никогда не оставлял профессорскую кафедру, меняя лишь адреса: Лондон, Принстон, Йель... Писал, читал лекции, спланировал утопический город Паундбери в Дорсете, активно занимался проектированием мебели, будучи арт-директором (с 1990 г.) итальянской фабрики Giorgetti. Опора Леона Крие — старший брат Роб, архитектор с немецким дипломом и программной карьерой, честно отучившийся в юности (1959-1964) в Мюнхенском техническом университете.

Поселок Windsor, Флорида. 1987-1991 гг. Построен учениками Леона Крие.

 

 

Томас Хизервик (р. 17.02.1970)

«Мы не занимаемся стилем. Каждый проект — это задача, решение которой должно быть максимально эффективным. Всякий раз надо провести исследование, проложить новый путь»

Автор национального павильона Великобритании (Expo 2010) и скручивающегося моста Rolling Bridge, почетный член Королевского института британских архитекторов (RIBA), Почетный доктор Королевского колледжа искусств и т.д., гордость страны, Томас Хизервик получил профессию 3D-визуализатор. Он учился в Sevenoaks School в Кенте и изучал трехмерный дизайн в Манчестерском политехе (закончил его в 1989). Выпускник Королевского колледжа искусств (1992) в Лондоне. Наставником Хизервика был Теренс Конран, который даже пригласил талантливого дизайнера поработать над собственным загородным домом. Проекты Томас определяет по размерам, легко меняя один масштаб на другой. Small — кресла, столы, сумки, medium — газетные киоски, мосты, временные павильоны и large — большая архитектура, храмы, отели, электростанции. «Разработка должна подойти к конкретному месту, поэтому во главе угла стоит почти научная работа. Она же самая интересная». Перспективы у Heatherwick Studio грандиозны: среди насущных проектов — вместе с самим Норманом Фостером и Foster + Partners он достраивает новый культурный центр в Шанхае с медным фасадом, напоминающим театральный занавес.

По теме: Музей в Кейптаунском порту

 

Zeitz Museum of Contemporary Art Africa, Кейптаун, 2017.

 

 

Тадао Андо (р. 13 сентября 1941)

«Каждое воскресенье я шел и смотрел старые здания. Чем больше вы смотрите на хорошие здания, тем больше в вас любви. Вот так я был втянут в архитектуру»

Плотник, водитель грузовика и профессиональный боксер, Андо изучал архитектуру, читая книги и путешествуя. Несмотря на отсутствие диплома, в 35 лет с проектом Azuma House он выиграл премию Архитектурного института Японии, а в 1995 году стал лауреатом Притцкеровской премии. Тадао Андо называют любимым архитектором коллекционеров современного искусства, гениальным мастером медитативных пространств и cовременных монументов. Один из самых заметных его проектов — реконструкция Палаццо Грасси для миллиардера Франсуа Пино. Для него же он реконструрирует в данный момент парижскую биржу. Невероятная воля и работоспособность помогают Андо строить и бутики, и музеи, и крематории. «Говорят, что 15 лет — это критический период в жизни. Тогда у меня был замечательный учитель математики, который действительно вкладывал все свои силы в преподавание математики. Меня впечатлили и плотники, которые продолжали работать так отчаянно, что забывали про обед. Математика и столярное дело стали моими отправными точками в архитектуре. Я не мог поступить в университет. Я даже не мог позволить себе пойти в архитектурную школу. Единственным вариантом для меня было учиться самому».

Benesse House Museum, Япония. 1992.