Турецкий музей по проекту японского архитектора Кенго Кумы

Музей современного искусства Одунпазари, Odunpazari Modern Museum (OMM), открыт в университетском городке Эскишехире на северо-западе Турции. Его автор — японский архитектор Кенго Кума и команда Kengo Kuma and Associates. 

Образ постройки площадью 4500 кв. метров определен фасадом из штабелированной древесины, вдохновленным традиционными османскими консольными домами Одунпазари. Архитектор делает жест в сторону истории города, процветающего за счет рынка древесины. 

Музей OMM создан для размещения обширной коллекции произведений современного искусства, которую создал глава турецкой строительной компании Polimeks Эрол Табанджа. «Полимекс» занимает 59 место в рейтинге 225 крупнейших международных подрядчиков. В Туркеменистане компания построила более ста объектов, в Москве — первый в России отель  Ritz-Carlton, в Казахстане — бумажную фабрику.

Здание состоит из группы блоков прямоугольной формы, которые обшиты балками из ламинированной древесины, сложенными друг на друга. Они словно продолжают городской пейзаж и создают нелинейное пространство.

Двадцать года прошло с тех пор, как Гуггенхайм Фрэнка Гери «пришвартовался» к испанским берегам в Бильбао и с тех пор города всего мира пытаются подражать его успеху, пытаясь заработать на «эффекте Бильбао» — т.е. при помощи эффектной архитектурной постройки создать центр притяжения для туристов со всего мира. 

Для некоторых городских властей это стремление не дало желаемых результатов: Город искусств и науки вместе с оперным театром Сантьяго Калатравы едва не разорили Валенсию, а спроектированный Шигеру Баном центр Помпиду-Мец не оправдал надежд на возрождение города.

Тем не менее, мечты продолжают жить. Проект Кенго Кумы в Шотландии и музей KKA Nezu в Токио убедили турецкого предпринимателя Эрола Табанджу пригласить знаменитого японского архитектора Кенго Куму построить музей в его родном Эскишехире, городе, расположенном между Стамбулом и Анкарой. 

Критика, преследующая тех, кто любит эффект Бильбао, состоит в том, что здания чужды своему контексту, а остальная часть «возрождающегося» города не соответствует ожиданиям современных туристов.