Михаил Филиппов: «IV Рим» под Москвой

Михаил Филиппов: «IV Рим» под Москвой

Архитектор Михаил Филиппов спроектировал для ФСК «Лидер» UP-квартал «Римский». Современный комплекс строится по принципам классической архитектуры в двух километрах от МКАД.

В начале февраля архитектор Михаил Филиппов прочел в Музее архитектуры им. А. В. Щусева лекцию под символичным названием «IV Рим». Поводом для рассуждений мастера о самой сути классической традиции, о её месте в современной архитектуре и о собственном опыте реализации неоклассических объектов и стал его UP-квартал «Римский», который строится на Каширском шоссе, в 15 минутах езды от метро «Домодедовская». Девелопером проекта выступает финансово-строительная корпорация «Лидер», которая придумала для своих объектов отдельную типологию — UP-квартал, то есть, кварталы комфорт-класса, но в более авторском, функциональном и технологичном исполнении. Именно таким и задуман «Римский».

Выбранное название совершенно не случайно и продиктовано устремлением Михаила Филиппова говорить с жителем современного города на языке классической архитектуры. Характерно, что новый всплеск интереса к классической традиции сегодня активно проявляется именно в жилом строительстве, как ответ на острую потребность в безупречных формах, выверенных планировках, разнообразии и качестве деталей. Причем создаваемый такими решениями более спокойный и размеренный жизненный ритм вполне гармонично сочетается с современными представлениями о функционализме и прагматичности. Важность категории красоты применительно именно к массовой, а не элитарной застройке и отстаивает Михаил Филиппов.

UP-квартал «Римский» решен как двухуровневый город.

UP-квартал «Римский» представляет собой многофункциональный, двухъярусный город, в котором можно жить, работать, учиться, проводить время с друзьями, гулять, заниматься спортом — вообще не уезжать из него. Верхний ярус займут закрытые для машин и гостей квартала жилые дворы, детские сады и школа на 1510 учеников, а на нижнем сосредоточится вся активная общественная жизнь: кафе, магазины, офисы, фитнес-центр и тд. Многочисленные лифты и открытые лестницы позволят жителям быстро спуститься из почти любого места верхнего, безопасного яруса в более напряженный нижний. Общая планировка при этом строится вокруг нескольких тематических площадей: Центральная (кафе, магазинчики и рыночки), Гармонии (центр красоты и разнообразная спортивная инфраструктура), Искусств (галереи и арт-салоны) и Городская (офисы, банки, административные здания). Невысокая застройка (от 3 до 12 этажей), разнообразие и дробность фасадных решений, сложные, тщательно просчитанные виды с портиками, колоннадами, арками, террасами и галлереями создают буквально рукотворную среду, одновременно насыщенную и не утомительную. Как следствие точности деталей и планировок возникает важность переживания окружающей архитектурной среды не мельком из окна автомобиля, а медленным взглядом, собственными ногами.

Защищенный верхний ярус полностью закрыт для движения машин и отдан под жилую функцию.

«Современные города — города для автомобилистов, это предсказал еще Ле Корбюзье в своем проекте Вуазен, — говорит Филиппов. — Автомобилисты мыслят совершенно иными категориями: они смотрят на проезд и не видят города. С появлением автомобилей исчез интерес к фасадам, исчезли сами фасады. Современный город не интересен и не пригоден для прогулки».

И чтобы сделать концепцию понятной именно пешеходам, общий план надо поддержать конкретными деталями, видами, прострелами: «Человек считывает генеральный план города по карнизам. Красивые генпланы, красоту которых видно только с самолета, не работают», — рассказывает Михаил Филиппов, архитектор проекта. Но внимание к пешеходам совсем не означает пренебрежения интересами автомобилистов. Фактически убранная под землю проезжая часть задумана совсем не как большая и мрачная подземная парковка, она тоже строится по законам городского пространства: со своими световыми колодцами, дворами и площадями.

Первую очередь «IV Рима» планируется сдать уже к осени 2018 года.