Юрген Майер: фантастическая резиденция в Подмосковье

Постройка и окультуренный ландшафт идеально интегрированы в живую природу. Органическая форма дома порождает массу ассоциаций. Например, с гигантской амебой, распластавшейся по земле. 

В Подмосковье появилась фантастическая семейная резиденция. Концепцию здания разработал Юрген Майер, один из самых известных современных архитекторов.


По теме: J.Mayer.H: резиденция в Тбилиси

Юрген Майер — мультиталант. Сочетает дар архитектора, предметного и графического дизайнера, экспериментирует с префабами, создает дигитальные инсталляции и блестящие арт-объекты. Говорит, что работает на стыке архитектуры, коммуникаций и технологий. «Мой основной страх — что экономические условия в мире будут все ухудшаться, и это необратимо повлияет на желание заказчиков настаивать на традиционных, безопасных по смыслу, неэкспериментальных объектах. Но я буду прикладывать все усилия, чтобы двигаться в будущее». Отель Metropol Parasol в Севилье, музей Garage в Майами или автозаправка в Грузии — его постройки напоминают скорее скульптуры, чем просто дома. И вот наконец Майер — в России...

Юрген Майер (р. 1965), основатель и директор архитектурного бюро J. Mayer H. 

Частная резиденция N.N. расположена на территории коттеджного поселка, протянувшегося вдоль берега Москвы-реки, и впечатляет масштабом: площадь участка 3,5 га, площадь дома — 5600 кв. метров. «До этого проекта наше бюро уже было частично вовлечено в разработку некоторых дизайнерских и архитектурных объектов в России, однако частная резиденция N.N. — первое здание, построенное в вашей стране, — сообщил Юрген Майер ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН.

Линиям фасада есть ответ в ландшафте — криволинейные контуры дорожек, изгибы газона и водоемов повторяют края здания и создают плавный переход от архитектуры к природе. 

Творческий и рабочий процесс определяли, в первую очередь, расположение участка и его связь с живой природой. Многослойная топография размывает линию, разделяющую постройку и ландшафт, геометрия плана растворяет здание на участке, на котором он расположен. Покрытые зеленью крыши улучшают внутренний микроклимат, застекленный фасад приносит в дом много света и связывает интерьер с садом. Еще одна грань проекта — пространственное исследование отношений между скрытым и явным. Так, личные комнаты расположены глубоко внутри здания и остаются нераскрытыми, но из них есть прямой доступ в сад по крышам-рампам».

Реализовать проект Юргена Майера заказчик доверил Александру Эрману.  «Я сам не раз бывал в обратной ситуации — когда придуманный мною проект воплощали другие архитекторы, и видел, сколь печальна участь моих идей, — рассказывает Александр, ­— поэтому в данном случае старался быть максимально тактичным по отношению к Юргену Майеру. Он разработал концепцию, создал объемно-пространственную композицию ­— сделал главное. Эскизный проект, рабочий проект, инженерия, конструктив — этим занималось бюро Alexander Erman Architecture & Design.

Один из принципов архитекторов J. Mayer H.: в каждом доме нужно найти баланс между уединением и контактом с окружающей средой, манипулируя различными степенями открытости. 

Мы все время были на связи, постоянно общались с ведущим архитектором проекта Максом Маргорским. Притом что форма здания сложная, принцип его построения прост. Несмотря на простоту, в процессе возникали неожиданные сложности — с утеплением, с гидроизоляцией. Их надо было решать не в ущерб эстетике, и если я в чем-то сомневался, то обращался к немецким коллегам. Что еще отличает проект, так это сроки. С момента, как мы начали копать котлован, и до заселения клиента «с тапочками» прошло два с половиной года, для такого строения в России — уникальный случай. В этом на сто процентов заслуга заказчика, если бы не он, мы бы строили до сих пор. «Зачем, пока нет крыши, собирать в подвале инженерию?», — сомневались строители. «Идите и делайте», — говорил им заказчик. Ослушаться его никто не мог. Это было яркое время».

Важный фактор успеха проекта — блестяще проработанный ландшафт. Его создал Михаил Козлов вместе с Татьяной Скибо и Марией Хохловой. «Когда я приступил к проекту, на участке не было ни единого кустика, — рассказывает Михаил. — С самого начала было понятно, что органическая архитектура Юргена Майера требует продолжения в своем окружении, поэтому нашей главной задачей было развить концепцию немецкого бюро.

В основе проекта — идея многоуровневого ландшафта, в который интегрированы зоны для отдыха всей семьи. Предусмотрены даже дорожки для бега — заказчик любит бегать по утрам. Линиям фасада есть ответ в окружении — в криволинейных контурах дорожек, изгибов газона и водоемов. С двух сторон у границ участка выстроены подпорные стены, так что в поперечном разрезе он напоминает хафпайп, площадку
для скейтборда. Такой прием визуально стирает границы участка и закрывает его от соседей. Озеленение рождает ощущение естественной среды — мне нравятся природный стиль, и заказчик согласился на масштабные луга в духе Пита Удольфа. Все посаженные многолетники характерны для нашей климатической полосы и подобраны с учетом времени цветения. Поэтому краски и текстуры в саду постоянно меняются».

«Озелененные крыши «стекают» в сад, связывая архитектуру с природой. А также улучшают микроклимат в доме.»

Здание сделано невысоким, оно как будто прижато к земле. В нем три этажа, два из них — над землей. Озеленение рождает ощущение естественной среды. 
Изначально предполагалось облицевать фасады алюминиевыми перфорированными панелями. Но не сложилось: их заменили сеткой из латуни. «По прошествии времени я могу сказать: это тот самый случай, когда всё, что ни делается, — к лучшему», — говорит Александр Эрман.