Архитектор-журналист Лина Бо Барди

Архитектор-журналист Лина Бо Барди

Лина Бо Барди (5.12.1914 — 20.03.1992) — один из самых заметных представителей бразильского модернизма. Архитектор, она также занималась сценическими костюмами, живописью, мебельным и графическим дизайном, ювелирным искусством, была блестящей журналисткой и активистом.


По теме: Проектировщицы: 10 влиятельных женщин в архитектуре

«Архитектура создается, «изобретается заново» каждым кто совершает попытку построить, каждым, кто бродит по ее пространству, поднимается по лестнице, опирается на балюстраду, поднимает голову, чтобы посмотреть, открыть, закрыть дверь, — писала Лина Бо Барди. — Кто садится, встает и тесно контактирует с формой [...] Этот близкий, горячий контакт, воспринятый человеком вначале истории, сегодня предан забвению. Будничные общественные места заставили человека забыть о естественной красоте «перемещения в пространстве», его осознанном движении и пространстве маленьких жестов…»

Лина Бо Барди и стулья, спроектированные для MASP, 1948
Фото Diário de São Paulo, IB Archives Courtesy Nilufar Gallery & Instituto Bardi / Casa de Vidro

Ачилина Бо родилась в Италии, училась в Римском университете. Став дипломированным архитектором (1939), работала с Джо Понти. В 1943 году ее миланский офис был разрушен в результате авианалета и она полностью переключилась на журналистику, став заместителем главного редактора журнала Domus (1944) и членом Коммунистической партии. Она задокументировала разрушенные войной здания в Италии, писала яркие статьи и даже пыталась создать собственное независимое медиа.

Лино Бо Барди в гостиной. Стеклянный дом в Сан-Паулу. 1952. © Instituto Lina Bo e P.M. Bardi, São Paulo. Photo: Francisco Albuquerque.

В 1946 году Лина Бо вышла замуж за Пьетро Мария Барди, галериста, дилера и арт-критика. Вскоре пара переехала в Бразилию, куда ее муж был приглашен медиа-магнатом Ассисом Шатобрианом для помощи в создании и руководстве Художественным музеем Сан-Паулу (Museu de Arte de São Paulo; MASP), первым музеем в Бразилии, который должен был выставлять современное искусство. Для дебютного варианта этого эпохального для страны учреждения, которое открылось в 1947 году в части здания, Бо Барди разработала музейный интерьер с инновационной системой развески картин.

Стеклянный дом в Сан-Паулу. Фото Iñigo Bujedo Aguirre

В 1950 году вместе с мужем она основала журнал Habitat, организовав первый в Бразилии курс по промышленному дизайну в Институте современного искусства, а в 1951 году спроектировала свой знаменитый Glass House — семейный дом в Морумби, районе Сан-Паулу. Стеклянная вилла считается одним из хрестоматийных образцов рационализма. Она построена на холме, а со временем стала полностью интегрированным в ландшафт строением. Главная комната дома вытянута по склону, она словно парит, поддерживаясь тонкими опорами.

Лина Бо Барди. Кресло Bowl. 1951. коллекция Moma.

В 1951 Лина Бо Барди спроектировала свой самый известный предмет мебели — кресло Bowl в форме регулируемой полусферической чаши, опирающейся на стальную раму. В 1958 она начала работу над новым корпусом MASP (завершено в 1968). Знаменитое здание из стекла и бетона, расположенное в центре Сан-Паулу на проспекте Паулиста, было поднято на 8 метров над землей и установлено на массивных красных столбах. Пространство на уровне земли стало общественной площадью — универсальным местом для концертов и манифестаций. Символическими можно назвать и другие ее проекты — в том числе Chame-Chame House (1964), Sesc Pompéia (1977), Teatro Oficina (1984).

Художественный музеей Сан-Паулу (Museu de Arte de São Paulo; MASP)

В конце 1950-х начался длительный период жизни и работы в Сальвадоре, обедневшем, но культурно богатом городе, а в 1959 году ее пригласили руководить Музеем современного искусства Байи (Museu de Arte Moderna da Bahia). Барди решила разместить музей в Solar do Unhão, бывшей соляной мельнице и части сети исторических приморских зданий, которые она восстановила в 1963 году.

Ladera de la Misericordia. 1987. Сальвадор.

Опыт в Байи изменил ее политическую и эстетическую философию. Бо Барди взяла на себя обязательство создавать уникальную бразильскую архитектуру, разработанную проще и сделанную из местных материалов. Она ввела термин Arquitetura Povera (по аналогии с are povera — «бедная, простая» архитектура). Большая часть ее работы заключалась в перепрофилировании существующих сооружений, а также восстановлении и сохранении исторических зданий.

Культурный центр SESC Pompeia в Сан-Паулу.
Культурный центр SESC Pompeia в Сан-Паулу.

В течение 1980-х годов Бо Барди руководила проектами по консервации и реставрации). Ее крупным архитектурным проектом был SESC Pompéia (построенный поэтапно, в 1977–1986) — развлекательный и культурный центр в Сан-Паулу, спонсируемый некоммерческой службой Serviço Social do Comércio. Бо Барди превратила старый завод по производству стальных барабанов в центр спорта, театра и досуга.

Лина Бо Барди. Imagem cortesia de Instituto Lina Bo e P.M. Bardi. © Bob Wolfenson

Бо Барди признана, хотя и с некоторым запозданием, одним из самых плодовитых женщин-архитекторов XX-го века. В 2012 году у столетию со дня рождения были организованы первые, посвященные ее творчеству, международные выставки, вышли монографии о ней, а ее мебель стала атрибутом коллекционного дизайна.

Культурный центр SESC Pompeia в Сан-Паулу.
Культурный центр SESC Pompeia в Сан-Паулу.