Музей «Гараж»: десять лет в здании в Парке Горького
30 июня 2025 г.
В июне Музей «Гараж» отметил 17 лет со дня основания институции и 10 лет с момента переезда в здание в Парке Горького. Автор INTERIOR+DESIGN Ирина Герасимова рассказывает о том, какое архитектурное и символическое значение имеет здание музея в Парке Горького.jpeg.webp)
Пространство, в котором располагается «Гараж», — двухэтажный железобетонный павильон, построенный в 1960-х, в котором находился ресторан «Времена года». До начала реконструкции здание находилось в заброшенном состоянии более 20 лет. Над проектом работала голландская компания ОМА и архитектурное бюро из Москвы FORM.
По теме: Летний сезон 2025 в Музее «Гараж»: инсталляции, видеоарт и огород
Сам факт реконструкции здания, а не постройки нового на тот момент был одним из первых шагов в сторону сохранения советского модернизма и его переосмысления как в архитектуре, так и в широком культурном контексте. По сути, с этого проекта для Музея «Гараж» в России в целом начинается разговор о ценности советского модернизма.

Во многом интерес к эпохе советского модернизма вернули фотографы, которые сначала выражали таким образом ностальгию по ушедшему времени. В продолжение этой мысли несколькими годами позже, в 2016-м, в издательской программе Музея «Гараж» появится книга «Москва: архитектура советского модернизма. 1955-1991. Справочник-путеводитель». Объекты для книги фотографировал Юрий Пальмин, а ее текст рассказывает об одной из самых недооцененных эпох советской архитектуры и рассматривает тридцатилетний период от Хрущева до Горбачева как целостное явление.

В проекте реконструкции здания «Времен года» авторы проекта пошли по пути сохранения первоначальных элементов дизайна — мозаика, напольная плитка, кирпич остались и были совмещены с современными решениями. Попадая в здание «Гаража», можно заметить, что исторические элементы влияют на эмоциональное восприятие пространства — кроме ностальгии, они возвращают к ценностям ушедшей эпохи с ее широтой духа, идеями общественного сотрудничества и мечтах о новых социальных моделях.
Наиболее заметный элемент сохраненного декора — мозаика «Осень», созданная для ресторана «Времена года». Это монументальное панно, техника исполнения которого характерна для советского авангарда и модернизма.

Об отголосках того факта, что проект реконструкции «Времен года» вернул российское общество к переосмыслению собственного наследия, отчасти говорит ситуация вокруг Большого Московского цирка на Вернадского, возникшая в начале 2025 года, когда люди выступили против сноса здания, построенного в 1970-е и относящегося к той же эпохе советского модернизма.
Художественная стратегия Музея «Гараж», как и его здание, — это хороший пример того, как можно работать с наследием, контекстом и ценностями, создавая при этом абсолютно современное культурное явление. Проект реконструкции здания показывает, что можно спроектировать место, которое будет определять облик города и предлагать жить по-новому, при этом сохраняя все особенности исторической постройки и не прибегая к игре в монументализм. Уже есть достаточная историческая дистанция, чтобы сказать, что с художественной точки зрения музей стал витриной наиболее влиятельных авторских, социокультурных и архитектурных решений. Фасад здания Музея «Гараж» в образном смысле тоже выглядит «витринно» — сделан из полупрозрачного двухслойного поликарбоната, который одновременно размывает границы между внешним и внутренним, намекая на прозрачность среды, и отражает окружающий ландшафт, отзеркаливая парковые деревья, высокое небо и жизнь вокруг.



Главное новаторство Музея «Гараж» заключалось в той роли, которую он предложил музею, — это пространство с «прозрачным фасадом», в котором есть место разным людям и разным художественным явлением. Это место для города, а не отдельной части его жителей, здесь можно не только смотреть выставки, но и слушать лекции или просто проводить время. Здесь нет чего-то, что намекает на неравнозначность одного перед другим, — само пространство отчасти выглядит как «голые стены», то есть уходит от элементов декора или даже роскоши, что по смыслу означает идею равенства.
