
В Роттердаме в портовом районе города открылся музей Fenix, посвященный истории миграции. Здание, построенное в 1923 году по проекту голландского архитектора Корнелиса ван Гора (Cornelis Nicolaas van Goor), некогда было крупнейшим складом мира. Сотрудники реставрационного бюро Polderman преобразовали его в культурное пространство, а специалисты из китайской архитектурной студии MAD создали главный акцент музея — пару гигантских спиралевидных лестниц «Торнадо». Этот проект, реализованный под руководством основателя студии Ма Янсуна (Ma Yansong), стал первым европейским музеем, спроектированным китайским архитектором.
По теме: Центр современного искусства в Лиссабоне по проекту Кенго Кумы

Стальные лестницы поднимаются с первого этажа, пересекаются в двух точках и выходят на крышу, где открывается панорамный вид на реку Маас и бывшую штаб-квартиру Holland America Line — Hotel New York. «Тема миграции связана с движением, поэтому это именно то, что символизирует лестница, — объясняет Ма Янсун, основатель MAD, — Это архитектурный элемент, метафора, рассказ и скульптура одновременно». Лестницы, облицованные полированной сталью, отражают окружение, создавая игру света, а их ступени покрыты 12,5 тысячами деревянных планок Kebony.

Реализация конструкции стала возможной благодаря сотрудничеству с инженерами, которые специализируются на строительстве аттракционов. Лестницы подвешены к новому белому каркасу, интегрированному в здание так, чтобы минимизировать визуальный шум и обойтись без опорных колонн. Сталь обработана особым образом: полированные панели чередуются с матовыми, чтобы избежать бликов и обеспечить безопасность для птиц. На крыше расположена смотровая площадка и 17-метровый навес, установленный с помощью крана после транспортировки по воде. Один из лестничных пролетов включает в себя 12-метровый консольный выступ, нависающий над крышей и рекой. «Дерево напоминает палубу корабля, — говорит Янсун. — На консоли ощущаешь себя парящим над океаном».

Музей Fenix предлагает не только архитектурные впечатления, но и глубокое погружение в тему миграции. Среди экспозиций — «Семья мигрантов», коллекция из 194 фотографий, снятых в 55 странах, и «Лабиринт чемоданов», инсталляция из двух тысяч чемоданов, пожертвованных мигрантами со всего мира, с аудиоисториями их владельцев. Пространство дополнено музейным магазином, кафе и зеленой крышей, площадь которой составляет 6750 кв. метров. Рядом расположено здание Plein с гибким пространством для мероприятий местных сообществ.

Открытие Fenix совпадает с открытием выставки в Nieuwe Instituut, посвященной творчеству Ма Янсуна и эволюции студии MAD с момента ее основания в Пекине в 2004 году. Музей, финансируемый фондом Droom en Daad, обещает стать новым культурным ориентиром Роттердама.




