
С реликвиями тоталитарного прошлого можно поступить двумя способами: снести до основания или полностью переосмыслить, превратив их во что-то принципиально новое. Второй путь — более осознанный, устойчивый и современный, но способен ли он действительно примирить мрачное прошлое с надеждой на будущее? Возрождение Пирамиды в Тиране, помпезного мавзолея диктатора Энвера Ходжи, дает однозначный ответ: «Да, способен». Голландское архитектурное бюро MVRDV, известное дерзкими и остроумными трансформациями, превратило этот бруталистский памятник угнетения в живой центр молодежи, творчества и самое главное — свободомыслия.
По теме: MVRDV: общественный бассейн в здании бывшей церкви в Нидерландах


С самого первого дня Пирамида была странным эклектичным сооружением. Построенная в 1988 году — всего за год до краха режима в Албании, она сочетала в себе эстетику научной фантастики и культ личности: своеобразный бруталистский бункер с аллюзиями на древнеегипетскую гробницу. Это самый дорогой архитектурный проект страны, реализованный, когда население жило в глубокой нищете. Здание должно было увековечить диктатора, запретившего цветное телевидение и Coca-Cola, хотя сама постройка казалась скорее декорацией из фильмов Кубрика, чем примером социалистического реализма. Иронично, что Ходжа умер еще до открытия Пирамиды, и вскоре она потеряла свое назначение, превратившись сначала в радиоцентр, потом ночной клуб, конференц-зал, даже базу НАТО во время Косовской войны.




Что делать с неудобным прошлым, было совершенно непонятно. Одно время эпическое сооружение даже собирались снести, но общественность во главе с писателем Ардианом Клоси монструозную архитектуру отстояла. В итоге оказалось, что ответ о будущем Пирамиды лежит на поверхности. С годами молодежь Тираны превратила монумент в неформальную игровую площадку — активно лазала и скользила по бетонным скатам. Архитекторы MVRDV решили не создавать принципиально новую функцию, но усилить уже сложившуюся атмосферу. Авторы сохранили «костяк» здания, но сделали его открытым, ярким и живым. Пирамида больше не мавзолей опального лидера, а жизнь, пульсирующая в сердце города, и символ способности нации переосмыслить свое прошлое.


Самым заметным дополнением стали лестницы, позволяющие буквально «пройтись» по символу прошлого. Вокруг и внутри самой конструкции появились ярко окрашенные кубы — в них размещаются кафе, студии, офисы и учебные классы, где молодые албанцы могут бесплатно осваивать цифровые технологии. Кстати, красочная палитра новых объемов — это не только отказ от серости прошлого, но и тонкая ирония над запретом Ходжи на цветное телевидение.




При всей своей жизнерадостности проект не стирает прошлое. Трещины в мраморе, оголенные балки и отсутствие облицовки напоминают о том, что это здание было и остается частью сложной истории. Помимо символического значения, проект затрагивает и глобальную тему устойчивости. Он доказывает, что даже бруталистская архитектура, которая зачастую считается тяжеловесной, может быть адаптирована и переосмыслена.







