Snøhetta: центр наскальной живописи

Snøhetta: центр наскальной живописи

В Монтиньяке, на юго-западе Франции, открылся международный Центр наскальной живописи Lascaux IV, построенный по проекту норвежского бюро Snøhetta.

Пещеру Ласко называют «Сикстинской капеллой наскальной живописи». Такого количества, качества и сохранности изображений эпохи палеолита нет больше нигде в мире. Место обнаружили подростки в 1940 году, вскоре здесь открылся музей. Но  поток туристов плохо сказался на микроклимате пещеры, живопись стала разрушаться и в 1963 году музей закрыли для посещения. Чтобы не огорчать туристов, построили копию, «Ласко II», в которой воссоздали оригинальные рисунки. В 2010 году, в 70-ю годовщину открытия пещеры Ласко, было объявлено о создании центра Lascaux IV.

Наклонные бетонные стены создают ощущение смыкающихся над головой пещерных сводов.

Здание построено на границе двух типов ландшафта — между поросшим густым лесом холмами и долиной Везер. Музей спроектирован как органичное продолжение холмистого рельефа. Все конструктивные элементы — стены, крыша, фасады — выполнены из бетона. Это помогает воспринимать здание как единый объект, сливающийся с ландшафтом и напоминающей о минералах, камнях и пещерах. 

Из холла посетитель поднимается на лифте на крышу здания.

Маршрут движения внутри здания тщательно продуман. Из входной зоны посетители поднимаются на лифте на крышу, откуда открывается панорамный вид на долину Везер. Затем спускаются по пологому склону крыши к копии знаменитой пещеры. Извилистый путь и постепенный спуск символизируют путешествие во времени и пространстве, в котором человек может испытать ощущения, подобные опыту первооткрывателей пещеры в 1940 году.

Полосы сплошного остекления на фасадах открывают доступ солнечному свету.

Реплика пещеры создана с использованием самых современных технологий лазерного сканирования и литья, так что форма сводов воспроизведена с точностью до миллиметра.  25 художников в течение двух лет вручную расписывали 900 кв. метров поверхности искусственной пещеры, используя те же пигменты, что и  художники 20 000 лет назад.

Выйдя из пещеры, посетители попадают во внутренний двор — «Сад пещер». Это пространство, окруженное бетонными стенами и открытое небу, помогает отвлечься и отдохнуть перед продолжением маршрута. Далее расположены залы, посвященные истории наскальной живописи, снабженные интерактивными панелями и мультимедийным гидом.